© Н.А.Баранов

Тема 11. Электронное правительство в системе административного управления

1. Информационные технологии и новая миссия административной власти

Современные компьютерные технологии все активнее втор­гаются в работу властных структур, во взаимоотношения граж­дан и государства, определяют пути трансформации и модерни­зации государственного аппарата. 22 июля 2000 г. была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, в которой подчеркнуто, то «информационно-коммуникацион­ные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных фак­торов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия пра­вительства и гражданского общества».

Достижения информационных технологий видоизменяют характер деятельности государства и его структур. Новые ин­формационные технологии становятся новыми политико-ад­министративными технологиями. Внедрение информацион­но-коммуникационных технологий делает работу органов исполнительной власти более динамичной и гибкой, интерак­тивной. Повышается качество предоставляемых государством услуг, информирование граждан становится более полным.

ИКТ, с одной стороны, доставляют информа­цию, необходимую для нормального функционирования ин­ститутов государства, с другой стороны, позволяют гражданам реагировать на практическое осуществление государственной политики.

В структурном плане использование ИКТ в деятельности государственных учреждений означает конец внутренней и внешней «закрытости» исполни­тельной власти.

Ликвидация внутренней закрытости означает изменение не только организационных структур органов влас­ти, но и характера отношений между ними.

Ликвидации внеш­ней закрытости ведет к установлению иного типа отношений между администрациями и гражданами. Внедрение инфор­мационно-коммуникационных технологий в деятельность ор­ганов исполнительной власти постепенно уносит в прошлое традиции секретности в деятельности администрации и закла­дывает фундамент «стеклянного дома» (административной прозрачности).

Информационно-коммуникационные технологии изменя­ют миссию административной власти в двух направлениях:

1) политическая категория «интерес» приобретает новый смысл: технологически облегчая связи между государством и гражданами (что имеет и юридические последствия), инфор­мационные технологии возвращают государству его фунда­ментальные функции, которые становятся для властных структур более осознанными и способствуют акцентирова­нию внимания на первостепенных проблемах граждан;

2) но­вые технологии позволяют более взвешенно перейти от регла­ментации к регулированию, создать новый регулирующий механизм.

Тем самым государство начинает более эффективно и в то же время демократично выполнять свои функции.

Работа в этих направлениях происходит на нескольких уровнях:

Ø        на теоретическом уровне речь идет о понимании информа­ции как ресурса управления, рассматриваемого наряду с чело­веческими и материальными и поставленного в один ряд с тру­дом и капиталом;

Ø        на техническом уровне создаются единые банки данных, компьютеризируется документооборот, технологизируется ад­министративная деятельность, что позволяет унифицировать отдельные узлы регуляционного механизма;

Ø        на уровне организаций возрастает стремление рассматривать информационный менеджмент как одну из приоритетных мно­гопрофильных задач, относящихся к организации в целом, а не к отдельным ее частям;

Ø        на государственном уровне расширяется диапазон обраба­тываемой органами государственной власти информации, рас­тут потенциал и децентрализация компьютерных систем, каче­ственно улучшается информационное обеспечение, исходя из задач органов исполнительной власти.

Развитие вычислительной техники, программного обеспече­ния, средств коммуникации позволило государственным структурам шире использовать компьютерные технологии в своей деятельности. Современные компьютерные программы позволяют объединить ранее изолированные функции:

Ø      дело­производство,

Ø      информирование,

Ø      консультирование граждан.

Современные возможности компьютерных технологий:

Ø        открывают доступ к гораздо большему, чем когда- либо, объему информа­ции;

Ø        предоставляют возможность быстрой передачи и получе­ния информации;

Ø        позволяют дистанционно пользоваться ис­точниками оперативной информации, услугами крупнейших библиотек, баз и банков данных.

Вместе с тем задачи, условия функционирования и организа­ционные структуры исполнительной власти отличаются специ­фическими особенностями, не позволяющими схематично и без изменений переносить понимание рационализации, типичное для технической сферы, на политико-административное управ­ление. Органы исполнительной власти значительно различают­ся между собой, управленческая работа в гораздо меньшей сте­пени поддается формализации, чем может показаться на первый взгляд. Испытывая большую потребность в информации, ис­полнительные структуры не используют все имеющиеся в их распоряжении резервы информационного обеспечения. Это го­ворит о необходимости совершенствования информационного менеджмента, в частности принятия децентрализованных, предлагаемых самими пользователями решений.

Такие страны как Великобритания, США и Канада накопили к сегодняшнему дню богатый опыт использования этих технологий в государственном управлении, который и позволил сформировать концепцию «электронного правительства». Темпы, с которыми эти страны входят в современную стадию информационно­го общества, огромны.

Правительство Великобритании передвинуло дату окончания про­граммы развития электронных технологий в обществе с 2008 на 2005 г. В соответствии с этой программой с 2005 г. каждый житель страны, желающий иметь выход в Интернет, получил данную возможность; все правительственные службы разместили информацию в сети; страна стала одной из лидирующих в мире по использованию дан­ных средств в экономике.

В Канаде разработан ряд программ по интенсификации использо­вания информационных технологий под общим названием «Общаю­щиеся канадцы» («Connecting Canadians»). Уже в 2000 г. 57 % канад­цев имели доступ к Интернету.

В США, где электронные технологии в правительственной дея­тельности связаны еще с административными реформами начала 1990-х годов, движение за «электронное правительство» интенсифицировалось с приходом новой администрации Джорджа Буша-младшего. Это движение положено в основу административной реформы нового столетия.

Разворачивается процесс электронизации правительственной дея­тельности и в других странах. Так, в Германии в 1999 г. была принята специальная программа «Современному государству — современное управление» («Modern StateModern Administration»), базирующая­ся на принципах нового государственного менеджмента: работать лучше, а стоить меньше; выполнять задачи в конкурентных условиях; быть проницаемым и открытым. Для этого в 2000 г. с целью активиза­ции развития электронного правительства федеральным канцлером Герхардом Шредером была открыта программа «BundOnline 2005 EGovernment initiative», в соответствии с которой все услуги феде­ральной администрации, которые могут быть осуществлены через Интернет, переведены в онлайновую форму в 2005 г. Еще в 2002 г. около 69% населения склонны были решать свои проблемы с пуб­личными органами власти через Интернет.

2. Источники информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества.

Информация играет важную роль в организации взаимодей­ствия между государством и гражданином. Достаточная, пол­ная и понятная информация помогает обеспечить прозрач­ность в работе органов исполнительной власти, предоставляет гражданам возможность участвовать в подготовке политико-управленческих решений.

Информация, которую гражданин может получить от органа исполнительной власти, разделяется на несколько типов:

— информация об услугах, предоставляемых гражданам ис­полнительной структурой;

— информация о возможностях участия в принятии решений;

— информация о делопроизводстве и методах работы государственных институтов;

— справочная информация.

Основная проблема заключается в том, насколько доступны эти информационные услуги гражданам и каково их качество. Как правило, органы исполнительной власти не следят за тем, принимается ли к сведению гражданами их информация и нас­колько она им понятна.

Исполнительная власть, правительственные органы во всем цивилизованном мире осознают, что их успешная работа стано­вится невозможной без создания информационно-коммуника­ционных служб, работа которых базируется на следующих принципах:

Ø        общедоступность;

Ø        охрана конфиденциальности, личной тайны и безопасности;

Ø        соблюдение прав интеллектуаль­ной собственности;

Ø        просвещение и непрерывное (на протяже­нии всей жизни и в любом возрасте) обучение;

Ø        использование новейших достижений компьютерной техники и информацион­ных технологий.

Вместе с тем в определенных кругах формируется точка зре­ния, что централизация информационных ресурсов приведет к централизации власти правительства, позволит безраздельно распоряжаться информацией и монопольно осуществлять власть.

Весьма важно и то, как используется полученная информа­ция. Лица, принимающие решения, чаще полагаются на собственные знания и опыт, чем на информацию из других источников. Например, для того чтобы государственный служа­щий использовал в своей работе информацию из Интернета, компьютерная сеть должна стать широко доступным каналом, таким же, как и остальные каналы связи. Согласно данным оп­роса института Гэллапа, более половины государственных слу­жащих США относятся к Интернету настороженно. Они опаса­ются нарушения тайны частной жизни, избыточного объема информации, боятся лишиться личных контактов, страшатся переучивания и остановки в служебном росте.

История напоминает, что все крупные изменения в обществе вызывали его раскол, поэтому существует потенциальная воз­можность, что в результате технологической революции второй половины двадцатого века сформируются новые «имущие» и «неимущие», т. е. те, кто имеет доступ к информации, и те, кто не имеет. Какие тексты, звук и изображения появятся в Интер­нете, кто будет иметь к ним доступ — это во многом политичес­кие решения, которые принимают учреждения, предоставляю­щие информацию.

В информационном обществе вопросы сочетания свободы доступа общественности к информации исполнительной влас­ти и защиты ее конфиденциальности, тайны частной жизни и прав человека становятся особо актуальными.

По мнению французского ученого Г.Мэля, государство и его исполнительные структуры становятся «информационной ма­шиной», которая собирает, производит и обрабатывает инфор­мацию. Гражданам эта машина — система государственных уч­реждений - должна давать доступ к правительственной информации, решать их насущные проблемы, защищать права и предоставлять возможность влиять на принятие решений, ка­сающихся их жизни. Открывая доступ к своей архивной инфор­мации, административные органы становятся прозрачными для граждан, но и граждане, в свою очередь, раскрываются с различных сторон. Поэтому необходимо разработать право­вые нормы, регулирующие и защищающие информацию с обе­их сторон.

Истинная мощь и преимущества компьютерных технологий ярко проявляются в Интернете. С появлением web-технологий государственные учреждения получили возможность разме­щать информацию о своей деятельности и сделать ее общедоступной. Простота их использования привела к тому, что к Ин­тернету стали подключаться рядовые граждане.

3. Электронное правительство и теория управления

Формирование электронных технологий осуществления прави­тельственной деятельности изменяет сам характер управления. В ин­формационном обществе по сравнению с традиционным осуществле­нием властных полномочий происходит становление новой структу­ры и принципов управления, которое в концептуальном ключе все более и более сосредоточивается в понятии «governance». Можно провести различия по ряду критериев между традиционным осуществлением власти и новым управлением.

Так, процессы принятия решений традиционно строились на контроле и выполнении команд, теперь основными параметрами становятся со­гласие и договор. Традиционное управление большое внимание уде­ляло праву и регламентам, современное - непринудительным нор­мам, коллективным рекомендациям, моральным соглашениям. Тра­диционная власть осуществлялась правительствами, бюрократией и парламентами, новое управление в условиях сетевого общества все больше включает в публичную власть такие формы, как комиссии, форумы, большие демократически организованные группы. Если ра­нее информация для управления была централизованной и засекре­ченной, то сейчас информация становится распределенной, открытой, а информационные процессы связаны с интерфейсами и протоколами, становятся сетевыми, включают сетевые форумы, образование и др.

Понятие «governance» отражает изменения, которыми характери­зуются и отношения гражданского общества и органов публичной власти, и отношения внутри организационной структуры государства. Считается, что сформированные межорганизационные сети в системе нового публичного управления отличаются от внутриорганизационных сетей в системе бюрократического управления.

Сети внутри ие­рархий, или внутриорганизационные сети, ставят отношения между акторами под управленческую структуру, которая регулирует разре­шение конфликтов и направляет поведение. Внутриорганизационные сетевые формы включают совместные предприятия, стратегические альянсы, деловые группы, предприятия с особыми правами, исследо­вательские консорциумы, контрактные отношения и межминистер­ские, межведомственные и межотраслевые образования. Хотя в по­следних сетях имеются конфликты, однако если уровень доверия и кооперативного сотрудничества в них высок, то здесь наблюдаются значительные сокращения трансакционных издержек, лучшее использование совместных ресурсов, больший уровень инновативности, т.е. больше условий, обеспечивающих эффективность управлен­ческой и общей деятельности. В этом отношении Интернет и новые информационные технологии создают дополнительный базис для по­вышения эффективности, хотя в правительственных организациях и наблюдается сопротивление переменам. Как пишет Жан Фоунтен, «внутриорганизационные сети, партнерство и консорциумы не могли бы функционировать на современном уровне без электронных средств. Тем не менее, возможности информационных технологий для быстрых перемен в структуре, системах и менеджменте еще не реали­зованы — и могут быть не реализованы. Исследователи постоянно от­мечают, что системы и структуры сопротивляются переменам, даже когда новые информационные технологии предлагают повышение эффективности. Для того чтобы использовать преимущества сетевого компьютерного пространства, организации должны быть способны сотрудничать как внутри, так и с партнерами по сети».

Среди исследователей нет единства относительно того, как связа­ны административные реформы недавнего прошлого (новый государ­ственный менеджмент) и формирование электронного правительства. Некоторые считают, что сегодня наблюдается серьезный отход от прежних установок. По крайней мере, можно говорить о формирова­нии совершенно отличной модели публичного управления, изменяю­щей все его параметры. Другие более осторожны. Часто электронное правительство рассматривают скорее как новое средство для решения в значительной мере тех же задач, которые ставили реформы по моде­ли нового государственного менеджмента (сокращение затрат, эф­фективность, конкурентность и др.). В связи с этим не все элементы электронного правительства и направления в их развитии продолжа­ют прежние реформы.

В целом выделяют три основных элемента электронного прави­тельства:

(1)   Электронная демократия и участие (e-democracy and participa­tion) предназначены для формирования общественного мнения и вы­работки решений через электронные средства (голосование, граждан­ские сети и т.д.);

(2)   Электронные производственные сети (electronic production net­work) являются формами сотрудничества между публичными, а также пуб­личными и частными институтами через электронные средства;

(3)   Электронные общественные услуги (electronic public services) предназначены для предоставления услуг во благо получателей, част­ных лиц или компаний через местные, региональные или националь­ные порталы.

Если первая составляющая имеет отношение в целом к политиче­ской системе, то две других в той или иной степени продолжают нача­тое. «Я не вижу, что реформы по модели нового государственного ме­неджмента или связанные с ними движения остановились, хотя мно­гие элементы были приспособлены к национальным нуждам и структурам, — пишет Куно Шедлер, один из известных исследователей нового государственного менеджмента. — Концепт "электронное правительство" является другой возможностью для изучения перемен в политико-административной системе. Мы должны, однако, не трактовать электронное правительство как наследника нового госу­дарственного менеджмента, а рассматривать этот концепт в качестве дополнительного интересного подхода к его аргументации».

4. Понятие «электронного правительства»

Развитие информации и электронных технических средств оказа­ло серьезное влияние на структуры и процессы государственного управления. Если вначале это влияние выразилось в повышении эф­фективности сбора, обработки и использования информации в про­цессе принятия решений, то в дальнейшем начали происходить за­метные трансформации в институтах и методах организации всей системы государственного управления. Особую интенсивность ин­формационные технологии в государственном управлении приобре­тают в середине 1990-х годов, что выражается в появлении нового кон­цепта «электронное правительство»e-government»). Формируются и связанные с ним концептуальные понятия «электронная демократия»e-democracy»), «электронное управление»e-governance»).

В целом развитие электронного правительства следует за развити­ем электронного бизнеса и электронной коммерции. Выделяется «уз­кое» и «широкое» понимание электронного правительства.

В широ­ком смысле электронное правительство включает использование всех информационных и коммуникационных технологий от факсов до спутни­ковой связи для усовершенствования ежедневной деятельности прави­тельства.

В узком смысле популярная интерпретация электронного правительства состоит в его определении как исключительно Интернет-активности правительства, «которая позволяет усовершенствовать доступ граждан к управленческой инфор­мации, услугам и экспертизе для развития гражданского участия. Оно связано с постоянной обязанностью государства улучшать отношения между частными лицами и публичным сектором посредством интенсив­ного, незатратного и эффективного предоставления услуг, информации и знания. Оно является практической реализацией того наилучшего, что может предложить правительство».

Различают также «умеренную» и «радикальную» школы в интер­претации электронного правительства.

В первом смысле это понятие отражает совершенствование деятельности госу­дарственного управления посредством использования новых инфор­мационных технологий, что позволяет в конечном итоге повысить его эффективность в предоставлении услуг населению.

Во втором смысле электронное правительство выражает не только новый характер внутриорганизационных отношений, но и трансформацию всего ком­плекса отношений государственного управления с обществом.

Все эти подходы и школы в определенной мере связаны с пониманием электронного правительства на различных этапах его становления. Наиболее развитая стадия позволяет сформировать представление о «виртуальном государстве». Как пишет Джейн Фоунтен, «веб-порталы, которые позволяют применить к правительству бизнес-концепт "7 х 24 х 365" (доступные семь дней в неделю, два­дцать четыре часа в день, 365 дней в году) переструктурируют взаимо­отношения между государством и гражданами для того, чтобы они были проще, более интерактивными и эффективными. Виртуальное государство означает правительство, которое все более организуется через виртуальные агентства, кросс-агентства и публич­но-частные сети, чьи структуры и возможности зависят от Интернета и веб».

Журнал «The Economist» выделяет следующие аспекты электрон­ного правительства:

1) установление безопасной интрасети прави­тельства и центральной базы данных для более эффективного и коо­перативного взаимодействия между правительственными агентства­ми;

2) предоставление услуг на сетевой основе;

3) применение электронной торговли (e-commerce) для более эффективной правительственной трансакционной деятельности такой, как поставка и контракт;

4) цифровая демократия (digital democracy) для более про­зрачной ответственности правительства.

Государство посредством электронных средств позволяет эффек­тивно предоставлять услуги населению, бизнес-организациям, совер­шенствовать взаимодействие между самими правительственными структурами. При этом достигаются общие цели деятельности госу­дарства:

Ø        укрепление и расширение форм сотрудничества между общест­вом и государством;

Ø        содействие экономическому и социальному развитию общества и граждан;

Ø        быстрое и эффективное реагирование на изменяющиеся усло­вия деятельности;

Ø        оптимизация предоставления услуг населению и бизнес-структурам; сокращение стоимости услуг;

Ø        повышение эффективности внутриорганизационных отноше­ний в государственном управлении;

Ø        развитие кадрового потенциала государственного управления;

Ø        повышение ответственности государственных служащих, поощрение их инициативы и повышение уровня прозрачности государст­венного управления в целом.

5. Основные этапы развития электронного правительства

Применение электронных и информационных технологий в госу­дарственном управлении проходит ряд этапов. Выделяют пять основ­ных этапов в этом процессе (согласно данным Отделения государственной экономики и управления ООН и Американского общества го­сударственного управления).

Первый этапвозникающее веб-присутствие — связан с выходом правительственных агентств в электронные сетевые структуры. На этом этапе правительства имеют один или несколько сайтов, которые выполняют информационную роль. Эти сайты информируют граж­дан о составе правительства, его министрах, агентствах, чиновниках и т.д. Размещается также информация о телефонах, адресах, часах приема и т.д. На сайтах можно обнаружить и «обратную связь» в виде информирования о наиболее часто задаваемых вопросах.

Второй этаппродвинутое веб-присутствие — позволяет пользо­вателям получать специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество правительственных сайтов. Здесь есть возможность получать правительственные публикации, юридические документы, новостную информацию. Число правительственных агентств в сети увеличивается, и возможна связь с каждым из них. Появляется информация об электронных адресах, поисковые систе­мы, возможность послать комментарий или совет.

Третий этапинтерактивное веб-присутствие — характеризуется интенсификацией возможности взаимодействия между гражданами и правительственными структурами, поставляющими услуги населе­нию. Национальный правительственный веб-сайт часто действует в виде портала, прямо связывающего пользователя с министрами, де­партаментами и агентствами. Взаимодействие между гражданами и провайдерами услуг позволяет пользователям сети напрямую иметь доступ к информации, соответствующей их конкретным потребно­стям и интересам. Пользователь может получать специализирован­ные данные, загружать различные формы и бланки или подписывать их через сеть, назначать встречи с чиновниками, участвовать в элек­тронных собраниях. Здесь появляются сайты безопасности и пароли для пользователей.

Четвертый этаптрансакционное веб-присутствие — включает возможности для пользователя получать через сеть документы и осу­ществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свиде­тельства о рождении и смерти, лицензии, разрешения и другие трансакционные услуги. Правительственный веб-сайт является порталом, содержащим прямой доступ граждан к правительственным подразде­лениям и услугам. Подобные порталы скорее ориентированы на нуж­ды и приоритеты граждан, чем на правительственные функции и структуры. Граждане могут также платить налоги и осуществлять дру­гие платы через сеть (за парковку, регистрацию автомобилей и т.д.). В это время начинает признаваться электронная подпись.

Пятый этапполностью интегрированное веб-присутствие — вы­деляется тем, что позволяет правительству осуществлять все услуги и связи через правительственный портал, а пользователю сети позволя­ет немедленно получать любую услугу. Отмечается, что здесь границы между правительственными подразделениями очень подвижны, что позволяет говорить о новом качестве правительства и организации его деятельности и функционирования чиновничества, подобно «вир­туальному государству» и соответствующей «виртуальной бюрокра­тии», «бюрократии системного уровня».

Некоторые исследователи говорят о наиболее высоком этапе раз­вития электронного правительства, когда оно включается в систему электронной демократии, позволяющей осуществлять электронное голосование, сетевые публичные форумы, сетевые социологические обследования и т.д. Как пишет Джей Мун, «если предыдущие... ста­дии относятся к сетевым публичным услугам в административной сфере, [последняя] стадия подчеркивает сетевую политическую ак­тивность граждан».

6. Порталы электронного правительства в мире

Уровень развития электронного правительства по странам, естест­венно, различен. Проводимые сравнительные исследования (некото­рые проводятся, например, с 1996 г. на основе Website Attribute Evaluation System (http: // www.cyprg.arizona.edu) исследовательской группой по политике в киберпространтсве (the Cyberspace Policy Research Group) в Университете Аризоны и Джордж Мейсон Универ­ситете (США)) показывают, что наиболее развитыми в этом отноше­нии являются Великобритания и Соединенные Штаты, затем идут Индия, Австралия, Канада и Япония. Страны отличаются по уровню прозрачности и интерактивности правительства. Так, Канадское пра­вительство более интерактивно, чем прозрачно, тогда как Австралия имеет более прозрачное правительство, но менее взаимодействующее с населением. Правительство в США характеризуется наибольшей степенью прозрачности и открытости.

Во Франции согласно циркуляру премьер-министра все министерства страны долж­ны были открыть свою страничку в Интернете до 31 декабря 1997 г. При этом требовалось обязательное соблюдение следую­щих требований: представленная информация должна быть ис­черпывающей и объективной, строго актуализированной, чет­кой, обеспечивающей равный для всех доступ, давать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

В США аналогичный проект начал развиваться с 1 июля 1997 г., хотя его идея возникла значительно раньше. Создание Национальной информационной инфраструктуры (доктрина N11) являлось одним из предвыборных обещаний А.Гора еще в 1991 г. и было им успешно выполнено. Сегодня все органы госу­дарственной власти США не только имеют представительство в Интернете, но и активно взаимодействуют с гражданами с по­мощью электронной почты. Определяя значение современных ИКТ для развития государства и общества, А. Гор отмечал: «Эти магистрали, точнее, сети распределенного интел­лекта, ...позволят сделать информацию общедоступной, налажи­вать связь и общение на уровне мирового сообщества. Это станет источником постоянного и устойчивого экономического роста, позволит укреплять демократию, находить лучшие решения за­дач охраны окружающей среды в глобальных и местных масшта­бах, улучшить здравоохранение и, наконец, в полной мере ощу­тить себя настоящими хозяевами нашей маленькой планеты».

В настоящее время функционирование электронного правительст­ва организовано в Интернет-порталы, т.е. комплексные электронные средства, обеспечивающие осуществление ряда функций правительства.

Интернет-порталы выполняют следующие функции:

Ø        поиск и получение информации;

Ø        взаимодействие граждан и организаций с органами государственной власти;

Ø        проведение органами государственной власти мероприятий для граждан и организаций;

Ø        предоставление общественных услуг.

В Великобритании основным правительственным порталом, обес­печивающим работу электронного правительства, является «Британ­ский сетевой портал для граждан»UK online Citizen Portal»: http: // www.ukonline.gov.uk], который обеспечивает доступ к правительствен­ной информации и услугам. Он появился в 2001 г. Каждый день его по­сещают 123 тыс. визитеров. До этого с 1994 г. информационные услуги оказывал сайт Британского правительства www.open.gov.uk, который размещал сайты отдельных правительственных подразделений в алфа­витном порядке. Новый портал имеет выход на сайт «Вход в прави­тельство» («Government Gateway»), который обеспечивает регистраци­онные услуги и предоставляет бланки документов (например, налоговые формы). Основной портал дает возможность выхода на сайты коммерческих предприятий, обратную связь, консультации и т.д.

Канадское правительство было нацелено на предоставление полной информации и услуг правительства через сеть с 2004 г. Уже сейчас здесь действуют три правительственных портала, обеспечивающие коммуникацию и взаимодействие между гражданами и правительст­вом. Это «Канадский сайт» («Canada Site»: http://canada.gs.ca), «Прави­тельство он-лайн» («Government On-Line»: http://www.gol-ged.gs.ca) и «Служение Канаде» («Service Canada»: http://www.servicecanada.gs.ca). «Канадский сайт» появился в 1995 г. и является основным для предос­тавления услуг через сеть.

В Соединенных Штатах Америки главный правительственный портал «First Gov», введенный в действие в 2000 г., (http: // www.firstgov.gov) служит реализации основных целей пятого этапа применения информационных технологий к государственному управлению. Он построен в соответствии с основной концепцией электронного правительства как системы отношений: правительство — граждане, правительство — бизнес, межагентские отношения. Этот портал объединил свыше 27 млн. федеральных правительственных страниц с целью более эффективного поиска информации и оказания услуг, следуя потребностям пользователей. В 2000 г. едва ли не каждое федеральное агентство, большинство штатов и огромное количество местных органов власти обеспечивали информацию и услуги через сеть. Медианное число услуг, обеспечиваемых через сеть правитель­ствами штатов, было четыре. Конечно, между раз­личными правительственными органами есть различия в осуществле­нии электронного правительства. Некоторые считают, что федераль­ное правительство существенно отстает от штатов. В штате Мериленд, например, уже к 2002 г. планировалось 50% услуг осуществлять через сеть, а к 2004 г. — уже 80%. Нынешняя администрация США прилага­ет значительные усилия по электронизации своей деятельности.

Имеются различные суждения относительно уровня эффективно­сти электронного правительства. Его создание радикально не измени­ло институциональную структуру государственного управления. Вме­сте с тем новые электронные и информационные технологии посте­пенно становятся необходимым элементом правительственной деятельности в различных странах, модифицируя, а иногда и ради­кально меняя подходы и отношения в административной среде. «Мода» на электронное правительство отражает современное состоя­ние информационного общества, позволяющего делать администра­тивно-государственную деятельность и структуры более открытыми, прозрачными и эффективными.

Сравнение стратегий формирования электронного правительства, например, в России и Германии, позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, в западных странах ее цели и задачи более конкретны и связаны с административной реформой, во-вторых, они самым тес­ным образом связаны с развитием электронной демократии, хотя имеются и свои сложности. Например, в той же Германии из 90 об­следованных городов 89% не имеют стратегии развития электронного правительства и не имеют информации об ожиданиях своих граждан относительно электронного правительства. Основными недостатками внедрения считаются (по мнению проф. Майкла Брайтнера):

-          невысокая активность использования электронных подписей;

-          недостаточная стандартизация услуг и деятельности;

-          отсутствие необходимых правовых норм;

-          недостаточное технологическое обеспечение;

-          информационная перегрузка;

-          слабый менеджмент и организация (организационное сопротивле­ние);

-          проблемы сознания и культуры;

-          дефицит стратегии и политики. 

 

Литература

Государственная политика и управление. Учебник. В 2-х ч./ Под ред. Л.В.Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006-2007.

Политико-административное управление: Учебник. / Под общ. ред. В.С.Комаровского, Л.В.Сморгунова. М.: Изд-во РАГС, 2004.

 

К оглавлению курса

На первую страницу