Статьи про армию

Кто должен заниматься военкоматами За что берут взятки в военкоматах Настоящая военная служба
Открытие госпожи Л.Куделиной О кадровой политике в войсках О переподготовке военнослужащих

Кто должен заниматься военкоматами

Военная служба начинается с военкомата. Именно в это учреждение приходят впервые все юноши для первоначальной постановки на воинский учет в 17 лет, сюда же приходят уволенные в запас, возмужавшие молодые люди. Первое впечатление об армии складывается именно по военкомату. И, к сожалению, это впечатление далеко не самое лучшее. Большое количество районных военкоматов выглядят настолько убого и бедно, что создается впечатление, будто вся армия такая. И доля правды в этом есть.

Именно по военкомату можно судить об отношении в данном субъекте федерации, городе, районе к армии. Если в районе глава уважительно относится к военной службе и к людям в погонах, то он постарается предложить военкомату для размещения приличное здание, даст деньги на ремонт. Если район совсем бедный - попросит помочь спонсоров.

Когда военкомат размещается в неприспособленном для нормальной работы здании, то возникают проблемы, отражающиеся на призывниках. Так, например, обычно медицинское обследование проводится в здании военкомата, для чего выделяются соответствующие помещения. Эти помещения должны быть определенных размеров. Если кабинет врача-отоларинголога меньше положенных 5 или 6 метров, то он не может точно поставить диагноз относительно органов слуха. Аналогичная проблема может возникнуть у врача-окулиста. Для работы врачей необходим соответствующий медицинский инструмент и оборудование. И таких моментов много. Военный комиссары постоянно сообщают главам администраций о своих проблемах. Одни главы оперативно реагируют и предпринимают меры для оказания помощи, другие - не обращают на эти проблемы внимания. А в конечном итоге страдают призывники.

Конечно, в значительной степени работоспособность военкоматов зависит от их руководителей, способности военных комиссаров добиваться поставленной цели, ладить с администрацией и т.д. Но в решающей степени условия работы, внешние атрибуты - состояние зданий, ремонт - зависят от тех лиц, которым вменено в обязанность заниматься мобилизацией в районе, призывом и прочее, т.е. от глав администраций. Поэтому по некоторым вопросам надо жаловаться не на военного комиссара, а на главу администрации, который не желает в полном объеме исполнять свои обязанности.

Для того, чтобы не возникало спорных вопросов, правительство утвердило положение о военных комиссариатах, в котором распределены обязанности между министерством обороны и местными администрациями относительно деятельности этих органов военного управления.

Ну а то, что по мнению некоторых граждан армия должна содержать военные комиссариаты и делать ремонт - это обычное заблуждение обывателя. 

7.04.2002

За что берут взятки в военкоматах

Военные комиссариаты - это органы военного управления, поэтому влияние на граждан у них велико. В стране не должно быть такого мужчины, который ни разу не был в военкомате. Постановка на воинский учет, снятие с учета, передача в запас, постановка машины на учет, поиск погибших родственников во время вооруженных конфликтов, призыв на военную службу, призыв на мобилизационные сборы и т.д. Т.е. как во всякой бюрократической машине, здесь в течение десятилетий нарабатывались навыки волокиты, мздоимства, лихоимства, коррупции, формализма и волюнтаризма. Поэтому в настоящее время это хорошо отлаженный, чаще всего, высокопрофессиональный чиновничий аппарат, руководимый офицерами и генералами. А высокие профессионалы знают, за что могут снять с работы, а за что просто пожурят. Поэтому приоритеты в работе имеются в зависимости от требовательности вышестоящих органов - оргмобуправления штаба округа и Генерального штаба.

Есть известная истина: взятки дают тем, кто того заслуживает. Заслуживает тем, что может использовать свое служебное положение в корыстных интересах. В военкомате таких возможностей достаточно. Особенно это актуально для тех, кто занимается призывом. Образ армии, являющейся пугалом для общества, прекрасно помогает повышению авторитета работников призывных отделений и отделов. Не секрет, что те, кто поставил перед собой цель не служить в армии по призыву - служить не будет. Если попались честные офицеры-призывники, можно обратиться к врачам, или наоборот. Причем уровней, как правило, два: городской (районный) и областной (республиканский). И везде есть врачи и работники призывных отделений или отделов. Врачи могут долго направлять призывников на дообследование, пока очередной призыв не завершится, могут такое заболевание обнаружить, что имеющимися в области средствами не проверить.

Офицеры и служащие призывных отделений могут положить так далеко личное дело призывника, что за три призывных месяца будет не найти. Или предоставить отсрочку без соответствующих документов, с нарушением установленных правил (а призывную комиссию убедить в правильности принятого решения). Ну а совершенно обнаглевшие комиссары могут выписать военный билет запаса, который является бланком строгой отчетности, и проблема с призывом вас больше волновать не будет. Правда это очень опсаное занятие - легко загреметь. Но некоторые считают, что игра стоит свеч. Даже призванных на военную службу призывной комиссией можно умудриться не отправить в войска, например, по причине выполнения плана призыва. Голь на выдумку хитра. А именно таковыми сейчас являются военнослужащие.

Встает законный вопрос - неужели никто не проверяет военкоматы во время проведения призыва? Конечно проверяют. Именно поэтому в военкоматах остаются работать высокопрофессиональные кадры, потому что малопрофессиональные быстро попадаются и их увольняют. А высокопрофессиональные должны и план выполнить, и нужным людям помочь, и о себе не забыть. Если первым двум критериям не отвечаешь - не служить тебе в призывниках. А вот по поводу последнего критерия - не все однозначно. Есть, и причем немало, действительно честные офицеры и служащие, для которых максимальная взятка - это бутылка водки или коньяка. Для России это вроде как и не взятка. Так, знак уважения. А за это можно поехать служить не в тар-тарары, а рядом с домом. Ну а для того, чтобы вывести на чистую воду профессионала, скрывающего призывные ресурсы, его должен проверить не меньший профессионал из вышестоящей организации. Таких мало (и в количественном, и в качественном отношении). К тому же военкоматов так много, что некоторые вообще очень редко проверяются вышестоящими органами.

Вывод: проблема взяточничества в военкоматах существует. Причины - благоприятная почва, заключающаяся в ужасающем состоянии армии, низкой зарплате чиновников, желании граждан любыми путями не попасть на военную службу, отсутствие закона об альтернативной службе.

Т.е. государство само организует, взращивает и лелеет взяточников и взяткодателей посредством создания благоприятных условий для одних и для других, интересы которых совпадают.

21.04.2002

Настоящая военная служба

Есть у меня хороший знакомый офицер - Алексей. Капитан-лейтенант, закончил в прошлом году военную академию, служит помощником командира корабля. Живет в общежитии вместе с женой и ребенком. По положению дел на его корабле можно судить о ходе военной реформы.

По штату на корабле числится 7 офицеров. В наличии - три. Отсутствует, естественно, самое младшее командное звено (о причинах - в выпуске N 3). Из 41 матроса в наличии 35. Тут все нормально - есть кому службу нести. О качестве говорить не приходится: что есть, то есть и на том спасибо. Команда живет, естественно, на корабле. Вместе с матросами круглосуточно должен находиться офицер (матросов одних не оставишь). Значит, через двое суток на третьи офицер проводит на корабле. Это по теории. На практике несколько иначе. Последний месяц командир был в отпуске. И Алексей провел в этом месяце дома с женой и ребенком всего неделю, все остальное время - на корабле с личным составом. К тому же оставался за командира. Из трех офицеров зачастую один отсутствует: отпуск, командировка, болезнь и т.д. Вот и служат по полмесяца, а то и больше, офицеры-моряки на своем корабле. А семьи - сами по себе. Алексею повезло. Родители жены живут недалеко, и на выходные жена с ребенком уезжают к ним. Плюс недавно устроилась на работу, а ребенка отдали в садик. Поэтому с трудом, но выживают. Бывает хуже.

В море за последние 8 месяцев корабль Алексея выходил всего один раз. Где-то на неделю. Вот и вся боевая выучка. Зато доклады Главкома ВМФ В.Куроедова и Министра обороны С.Иванова звучат оптимистично. Их оптимизм, пожалуй, можно понять: пока в армии и на флоте служат такие офицеры, как Алексей, значит что-то святое еще осталось и можно руководить дальше. Только вот немного их таких. Алексей - военный по призванию, закончил Нахимовское училище. А вот служить 15-20 суток в месяц за 2500 руб. (пенсионной надбавки у него еще нет) - не насмехательство ли это над элитным морским офицером? В Советской Армии офицеры, работающие с личным составом, тоже львиную долю времени проводили в казарме. Но семьи их были обеспечены, а потому офицеры были спокойны. 

А Алексею приходится думать и о 35 матросах, за которых он в ответе, и о семье, за которую он в ответе вдвойне. В отличие от государства, которое безответственно и по отношению к защитникам, и по отношению к бюджетникам, и по отношению к большинству своих граждан.

Но государство - это не безликое существо. Это - Президент, он же Верховный Главнокомандующий, это Правительство, это Федеральное собрание, которые должны создавать человеческие условия не в последнюю очередь для тех, кто не жалея сил и времени посвятили свою жизнь защите этого государства.

27.04.2002

Открытие госпожи Л.Куделиной

Президент в своем послании заявил, что в текущем году начинается эксперимент по переводу некоторых частей на контрактный способ комплектования. Любопытно, что до настоящего времени руководство вооруженных сил не проводило сколько-нибудь серьезных исследований по данной проблеме, что свидетельствует о данном заявлении, как о популистском, политическом, ранее серььезно не рассматриваемом. Доказательством такому утверждению является следующий факт.

Для решения финансовых проблем такого перехода в одну из элитных частей приехала заместитель министра обороны по вопросам финансов госпожа Л.Куделина. Каково было удивление данной особы, когда она узнала, что офицеры элитного рода войск в большинстве своем не имеют своего (служебного или личного) жилья! Оказалось, прежде, чем решать проблемы размещения контрактников, необходимо решить жилищные проблемы офицеров, выполняющих боевые задачи в настоящее время. Если уже данный факт вызывает удивление у власть предержащих, возникает вопрос - чем же они там занимаются?

Дальше - хуже. Госпожа Л.Куделина к дальнейшему своему удивлению выявила, что солдаты и сержанты - контрактники должны будут заниматься исключительно боевой подготовкой: стрелять, бегать, прыгать, участвовать в учениях и т.д. В отличие от солдат, проходящих службу по призыву, которые, в первую очередь, занимаются уборкой территории, помещений, обслуживанием техники, чисткой картошки, службой во внутреннем наряде и карауле, а уже в оставшееся, совершенно непродолжительное, время - боевой учебой. Следовательно, для поддержания соответствующего порядка в части, организации службы, питания, вещевого, продовольственного и других видов обеспечения необходимо будет нанимать гражданский персонал. Выяснилось, что с учетом гражданского персонала, численность воинской части возрастет в 2,5 раза! А если учесть, что за мизерную зарплату гражданский персонал обслуживать воинскую часть не пойдет, то остается догадываться, во что превратится служба для контрактников! Ведь уже сейчас сантехник в части получает больше лейтенанта.

Создается впечатление, что новая команда, которая приходит с очередным министром обороны, всегда начинает с нуля. Неужели нет аналогичных наработок, так удивляющие высокопоставленных военных чиновников, у предыдущей команды?

Рациональный подход к решению данной проблемы с учетом десятилетнего исторического опыта военного реформирования позволяет сделать следующий вывод: пока не будут решены проблемы военнослужащих, проходящих службу по контракту в настоящее время, все остальные проекты по переходу на контрактную службу, будут оставаться прожектами, т.е. неудачными экспериментами на тех людях, которым предстоит выполнять не бутафорскую, а самую настоящую боевую задачу по защите своей Родины от вероятного противника, а также борьбе с террористами, о которых сейчас так много говорят на различных саммитах и которые постоянно напоминают о себе кровавыми актами (последний на момент выпуска - в святой праздник: День Победы). Хочется надеяться, что госпожа Л.Куделина и другие чиновники поймут это и проявят максимум настойчивости в решении социальных проблем военнослужащих.

13.05.2002

О кадровой политике в войсках

В одну из частей было направлено 13 выпускников военных учебных заведений 2001 года. В войска пришли молодые лейтенанты, желающие служить, не променявшие на вольные хлеба трудную, не благодарную военную службу. Казалось бы очевидным, что в настоящее время, когда дефицит офицерского состава в войсках достиг критической отметки, для таких лейтенантов необходимо создавать максимум благополучных условий для службы: отмечать все положительные моменты в службе, заботиться о решении бытовых проблем, по-отечески журить за недостатки. В общем ценить подготовленные профессиональные кадры, которых 5 лет готовило одно из лучших учебных заведений страны.

К великому сожалению, в данной части командиром оказался офицер (в воинском звании "полковник"), обеспокоенный только своими личными проблемами и которого  боевая готовность вооруженных сил беспокоила только в той степени, которая позволяла ему оставаться при должности. (А сколько таких!). Поэтому все инициативы молодых офицеров (и рациональные, и не совсем) пресекались на корню. Более того, молодые лейтенанты были поставлены в жесткие условия военной службы, причем эта жесткость, как и в большинстве случаев, была надуманной, искусственной, ничем не оправданной.

Через пару месяцев такой службы несколько лейтенантов написали рапорта об увольнении из рядов вооруженных сил по собственному желанию. Казалось бы, командиру надо проанализировать, почему молодые лейтенанты начинают уходить из его части? Не тут-то было. Ретивый полковник обругал вольнодумцев последними словами и сказал, что никого держать в армии насильно не собирается. В результате еще несколько рапортов лейтенантов легли ему на стол.

Но был в этом выпуске костяк молодых офицеров, которые надеялись на то, что командир поймет свою неправоту и изменит свою агрессивную политику по отношению к молодым офицерам. Один лейтенант даже инициативу проявил - приказал солдатам заделать дыры в заборе, чтобы часть была менее уязвимой, с его точки зрения, для посторонних. Однако, ошибался лейтенант. Полковник решил наоборот: за проявленную инициативу от отодрал лейтенанта, как сидорову козу, причем при подчиненных, да еще лишил вдобавок единовременного денежного вознаграждения (при лейтенантской-то нищенской зарплате!).

Лейтенант оказался крепким. Он пошел к командиру разъяснить, что тот, наверное, что-то не правильно понял. Но командир был настоящим полковником и все разглагольствования пресекал на корню. На следующий день и этот лейтенант написал рапорт об увольнении. Итого таковых за полгода оказалось 11 лейтенантов из 13 возможных.

Надо было видеть этого последнего лейтенанта, который со слезами на глазах разъяснял, как он хотел служить в армии даже за мизерную зарплату и как отец-командир отучил его от этой вредной привычки. Теперь этот лейтенант работает в какой-то охранной фирме рядом с этой частью, получает 8 тыс. руб. вместо 2,5. Но душа его до сих пор не успокоилась и он с горечью вспоминает о неудавшемся командирском опыте.

А тот полковник после одиннадцатого рапорта об увольнении, поступившего от лейтенанта-выпускника, сам написал рапорт о переводе к новому месту службы, почуяв, что запахло жареным и скоро приедут разбираться относительно его кадровой политики. Его рапорт был очень скоро удовлетворен, потому что часть находится в хорошем месте и из нее просто так не уходят. Только жаль загубленных лейтенантских душ, которые, встретившись с офицерским хамством в первый год своей службы, потеряли веру в армию, в офицерскую справедливость и порядочность. А армия потеряла и без того бесценный человеческий материал, за подготовку которого наша Родина заплатила немалые деньги.

20.05.2002

О переподготовке военнослужащих

Проблема переподготовки военнослужащих действительно стала актуальной в последнее десятилетие. Если в советское время отставные офицеры были "в цене" и уважаемы, то в условиях новой российской действительности приоритеты поменялись. И офицер вынужден был после того, как 20-30 лет отслужил верой и правдой Отечеству, идти на ту работу, которая оказалась невостребованной среди гражданских. Это, несомненно, унижение, и пройти через такое унижение тяжело.

Действительно, П.С.Грачев одним из первых поднял проблему переподготовки военнослужащих и пытался сделать ее государственной. Но у государства в 1990-х гг. были другие приоритеты. Необходимо было удержать от голодного бунта население путем мизерных финансовых подачек в то время, как разворачивалась массовая бесконтрольная приватизация государственных ресурсов. Военные не вписывались в данную политику. Наблюдая со стороны за происходящими в России событиями, Западная Европа поняла, что, если такое положение дел будет продолжаться, то в скором времени в России накопится такое количество недовольных офицеров, что это может повлиять на повышение агрессивности армии и в целом - на положение в стране. Иностранцы заинтересованы были в скорейшем сокращении вооруженных сил России, причем в сокращении спокойном, без эксцессов. Сами они подобные проблемы уже решали, и новостью для них появление таких же проблем в России не стало. Поэтому в 1993-1995 гг., благодаря иностранному финансированию, появились ряд программ по переподготовке военнослужащих и созданы соответствующие центры.

Автору этих строк пришлось в 1995-1999 гг. заниматься данной проблемой в Великом Новгороде и могу с полной ответственностью сказать, что иностранцы полностью выполнили свои функции в соответствии с программами: они оборудовали центры самым современным оборудованием, ежегодно проводили подготовку преподавательского состава, выделяли для деятельности центров необходимые средства. Со стороны же России всегда были и остаются до сих пор неопреодолимые препятствия бюрократического и финансового характера. Например, по программе ТАСИС иностранцы организуют учебу, а за обучение военнослужащих должны платить государственные структуры. В нашей же стране сложилась такая тенденция: там, где касается денег, проблемы или решаются очень медленно или вообще не решаются. Соответствующие приказы министра  обороны РФ, по которым осуществляется переподготовка, разрешают кадровым офицерам обучаться только в вечернее время, т.е. им необходимо ходить на службу. Это означает, что в другой город на учебу не уедешь. Возможно, понимая невозможность такой переподготовки В.Казанцев, будучи командующим войсками Северо-Кавказского военного округа, издал соответствующий приказ, входящий в противоречие с приказом МО РФ.

В середине 1990-х гг. стали появляться российские организации, осуществляющие переподготовку, как на коммерческой основе, так и  за спонсорские деньги. Какие-то организации стали просто прачечными для отмывания "грязных" денег, некоторые действительно стали аккумулировать средства как спонсорские, так и местных бюджетов для обучения военнослужащих. Иностранцы также оказались настойчивыми и не отказались от своей затеи. Тем более подготовка в центрах действительно оказалась более качественной, а специалисты - востребованы.

Что касается утечки государственных секретов , то предельная прозрачность нашей армии в 1990-х гг. показывает абсурдность таких предположений.  То количество военных секретов, которые продали офицеры и генералы нашей доблестной армии за прошедшее десятилетие иностранцам, пожалуй, не знает история. Поэтому в этих целях плодить учебные центры просто не имело смысла.

У нас еще существует подход времен холодной войны к благотворительности иностранцев - просто так никто ничего не делает. И они просто так действительно ничего не делают. Они хотят предсказуемости нашей армии, заинтересованы в ее сокращении и стабильном положении в обществе. А те денежные средства, которые выделяются на программы переподготовки российских военнослужащих - это очень незначительные средства для финансирующих стран и являются скорее ориентиром для российских государственных структур в плане повышения их заинтересованности в данной деятельности.

9.06.2002

На страницу про армию

На первую страницу