ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования законодательных актов, программных документов, архивных материалов, анализа политической практики автор пришел к следующим выводам.

1. Важнейшим методом в борьбе за власть в постсоветских республиках, особенно в переходный период в условиях нестабильности, является популизм. Появившийся в конце ХIХ века как общественное движение, идеология и вид политической деятельности популизм прочно занял свои позиции в политическом сознании масс, приобретая новые черты и активизируясь в периоды, когда страны переживали переломные этапы своей истории.

Популизм проявляется как в политической деятельности отдельных публичных политиков, так и в общественно-политических движениях, таких как “гандизм”, движения “новой эпохи”, “за христианский социализм”, “новый популизм”.

В зависимости от смещения акцента в ту или иную сторону политического спектра автор различает такие направления современного популизма, как правый и левый, рыночный и государственный, национальный и националистический и другие.

Результаты исследования показали, что популизм наиболее активно проявляет себя как идеология, апеллирующая к популярным в народе ценностям и ожиданиям, в условиях становления и развития демократии, господства монополистического капитала, национального угнетения, широкого распространения коррупции среди чиновничьего аппарата, экологического неблагополучия.

Популизм как политическое явление типичен для государств, где имеются определенные демократические институты - всеобщее избирательное право, равноправие граждан, которые в качестве избирателей выступают участниками политического процесса. Именно в этом случае попытки подстроиться под массовое сознание, апелляции к настроению граждан становятся средством завоевания власти.

Анализ политической практики позволяет выделить следующие популистские методы, используемые публичными политиками: попытки подстроиться под требования народа; использование черт обыденного сознания масс - упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм, тягу к сильной личности, харизматическому лидеру; апелляция к простоте и понятности предлагаемых мер, приоритет простых решений сложных проблем; спекуляция на вере людей в быстрые и легкие пути выхода из кризиса; приверженность индивидуальной свободе и морали в противовес коллективной мысли и согласию; податливость больших человеческих масс на примитивные громкие лозунги; игра на “ожиданиях” народа; переориентация гнева и обид людей на действующие институты власти и элиты; прямой контакт между лидерами и массами без посредства политических институтов; выступления от имени “простого человека”; использование нерешенности самых злободневных на данный проблем, чтобы всегда быть в фарватере большинства; манипулирование общественным мнением.

Как правило, популистскому лидеру присущ определенный политический стиль, а именно: подыгрывание широким народным массам; “народная дипломатия” (апелляция к широким массам за рубежом); создание имиджа решительного, уверенного в себе политика; умение коротко и доходчиво излагать свои программы; создание видимости человека из народа - “я такой же, как и вы”; использование национальных и патриотических чувств народа; демонстрация поддержки со стороны известных личностей, “звезд” эстрады, актеров и т.д.

2. В связи с крушением Советского государства и детонацией такого явления как национализм, именно национальная идея становится господствующей в этнических регионах и определяющей их экономическую, социальную и культурную политику.

Кризис коммунистической идеи в СССР в конце 80-ых - начале 90-ых годов привел к образованию морально-идеологического вакуума, который и был заполнен национализмом.

Ощущение исконных уз, дух сплоченности, который возникает посредством апелляции к общей судьбе нации или этнической группы, в состоянии стимулировать столь необходимые в переходном процессе способность терпеть лишения и оказывать взаимопомощь.

Обострению национальных отношений способствует отсутствие реально действующих механизмов их разрешения, что было характерно для республик бывшего Советского Союза. Поэтому национализм явился формой выражения национального интереса.

В результате исследования автор пришел к выводу, что основой национализма в постсоветских республиках стали не только стремление к национальному самоутверждению, накопившиеся социальные, экономические и другие проблемы, но и сознательное стремление некоторых политиков использовать проявления национальных чувств народа для удовлетворения личных политических амбиций.

Национализм является мощным источником социальной энергии, обладающей как созидательной, так и разрушительной силой в зависимости от направленности политики, где сталкиваются и согласуются национальные интересы.

Автор считает, что к национализму также ведут гипертрофированное национальное самосознание, непомерная национальная гордость, однобокий автостереотип, а иногда и уязвимые национальные чувства, уязвленная историческая память этноса..

В постсоветский период верх взяла политическая программа этнонационализма, суть которой состоит в том, что нации объявляются тем типом этнической общности, который является основой для легитимизации государственности, создания жизнеспособных систем и социально-культурных институтов.

Анализ национальных конфликтов показывает, что в период обострения межэтнических отношений берут верх радикальные течения этнонационализма, призывающие к обособлению этноса в границах своей государственности. Особую активность в стремлении к национальному самоопределению проявляют местные элиты, для которых данный процесс сопровождается повышением их социального статуса и материального благополучия.

3.   В многоэтнических постсоветских государствах произошло совпадение по времени фактов появления и развития таких политических явлений как популизм и национализм. Это привело к появлению политического феномена - национального популизма, который в процессе самоопределения политические лидеры используют в борьбе за власть.

Наиболее актуальной потребность в политическом лидерстве появляется в экстремальных условиях функционирования общества. В многоэтнических государствах, когда национальный вопрос выдвигается в центр общественной жизни, на роль политического лидера национального масштаба начинают также претендовать те, кто не обладает необходимыми качествами для этого. Такие политики в качестве средства реализации личных амбиций прибегают к национальному популизму.

Национальный популизм можно определить как разновидность политической деятельности, основанной на эксплуатации национальных чувств людей и использовании популистских методов в политической борьбе.

Имеет смысл введение термина “этнопопулизм”, который означает, что под народом как доминирующей ценностью понимается этнос - исторически сложившаяся устойчивая группировка людей - племя, народность, нация.

 Крайне агрессивный национальный популизм может рассматриваться как националистический популизм.

Так как принадлежность к тому или иному этносу зачастую отождествляется с принадлежностью к конфессиональной общине, поэтому важную роль в мобилизации национальных чувств отводится религиозному фактору, обладающему мощным этноконсолидирующим потенциалом.

Одной из важных особенностей межэтнических конфликтов является также то, что в них немало спонтанного, стихийного, взрывного, связанного с импульсивным поведением больших масс людей, объединенных одной идеей, общим настроением, устремлением. Именно эти психологические особенности больших масс людей используются для манипуляции их этническими чувствами.

В итоге к наиболее распространенным методам национального популизма автор относит: обращение к национальным чувствам людей; использование религии как характерной особенности данного этноса; апелляцию к лестному для этноса историческому прошлому; использование психологических особенностей этноса; восхваление обычаев, традиций, реликвий; возвеличивание национальных символов -флага, герба, гимна, героев; определение статуса родного языка как единственного государственного на территории проживания этноса; опору на творческую интеллигенцию как выразителя национальных идей; спекуляцию на национальной гордости людей; поиск и борьбу с “врагами” нации; создание иллюзии, что национальное государство - панацея от всех бед.

Так как национализм является естественным и неизбежным идеологическим основанием всякой новой государственности, то для реализации планов создания национального государства политические лидеры обращаются к национальному популизму как наиболее эффективному виду политической деятельности, которая может привести к намеченной цели.

4.   В борьбе за политическое лидерство и выход республик из состава СССР доминирующим выступил лозунг «национального возрождения», чему способствовали экономические неудачи перестройки, нерешенность политических проблем, снижение жизненного уровня населения, провалы в национальной политике.

При рассмотрении этапов национального возрождения автор основывался на личном опыте участия в политической жизни Литвы в 1988-1992 годах и на реальных событиях, подтвержденными соответствующими документами.

Анализ политических процессов, происходивших в Литве, позволяет сделать вывод, что национальное возрождение началось с культуротворческой деятельности, становления историко-культурной символики, литературного языка и профессиональной культуры, формирования национального самосознания среди просвещенных слоев. Затем начался процесс национальной самоидентификации и становления идеологии национализма и далее - к политической мобилизации на этой платформе, формированию мощного национального движения.

Осознав свое единение и уникальность, этническая общность неизбежно обращается к политике как средству достижения коллективных целей. Закономерным результатом явился лозунг полной независимости.

Используя метод контент-анализа средств массовой информации, удалось выявить тенденцию смещения акцентов в публицистической тематике от национальной символики, культуры, истории, языка, экологии, национальных проблем, организации национального движения к освещению вопросов о политическом устройстве, национальном суверенитете, национальном возрождении.

В условиях политической либерализации и паралича союзной власти вследствие ее идейно-политического разложения риск для лидеров и активных участников национальных движений был минимальным, а награды велики: высокий статус, власть, определенные привилегии. Поэтому наряду с патриотами-националистами в национальных движениях активное участие приняли и те, кто в более рискованной ситуации не решились бы на такой шаг. Именно эта категория политиков чаще всего делает ставку на национальный популизм, а эгоистические интересы ставит во главу угла.

Однако национальное возрождение не привело к радикальному обновлению общества и не решило поставленных проблем вследствие акцентирования внимания национал-популистскими лидерами не на социально-экономической и социально-политической сферах, а на межэтнических противоречиях и укреплении силовых возможностей государства.

Под лозунгом национального возрождения к власти в образовавшихся государствах пришли политики, которые в политической борьбе использовали методы национального популизма.

5.   В национальных государствах, образовавшихся в результате политики национального популизма, развиваются авторитарные тенденции, препятствующие широким демократическим преобразованиям  в обществе.

При изучении взаимосвязи демократии и популизма автор пришел к выводу, что, с одной стороны, популизм сопровождает процесс демократического строительства общества, а с другой стороны используется национальной элитой в антидемократических целях.

Анализ архивных материалов и политической действительности в независимой Литве привел диссертанта к выводу, что идея национального государства защищает суверенное право той или иной нации обрести политическую самостоятельность и независимость, но ее реализация часто осуществляется  ценой ущемления, а то и откровенного попрания демократических принципов и норм человеческого общежития. Государства, основанные на этничности, при слабых демократических традициях обречены на привилегии титульных этносов и угнетение национальных меньшинств.

События, происходившие в Литве, показали, что важными элементами на пути к  национальному государству стали: приход к власти на волне национальной истерии, навязанной посредством национального популизма; выход из состава единого государства под лозунгом: “лучше быть голодными, но свободными!”; постоянное подогревание националистических страстей, поиск “врагов народа”, психологическое давление на умы и сердца людей, заставляющее их быть единым воплощением нации.

Основные государственные преобразования производятся на начальном этапе зачастую не в интересах нации, которая пришла к власти, а во имя создания легитимных основ для удержания новоявленной элиты на гребне политической карьеры.

Как показывает анализ постсоветского периода, государства, образовавшиеся на волне национал-популизма, как правило, проходят следующий цикл: от популизма к авторитаризму, а далее либо к демократии, либо к тоталитаризму.

В “легитимной” элите происходит раскол: те, кто стремился к демократизации в новоявленном государстве, разочаровываются и уходят в конструктивную оппозицию. От активности конструктивной оппозиции зависит скорость демократических преобразований.

Проявляется закономерность: чем выше уровень развития демократии, тем больше сила взаимного добровольного притяжения представителей свободных и равноправных этносов, тем более определяющую роль выполняют здесь духовно-нравственные принципы межнационального взаимодействия, непременно сказывающиеся на уровне межличностных отношений. Отсутствие же четких демократических традиций приводит к тому, что даже самый мелочный вопрос в сфере межнациональных отношений обретает политическую окраску.

Если государство имеет тенденцию к демократизации, то возникающие в нем конфликты сопровождаются структурными изменениями самой политической системы государства, а если авторитарное - усилением репрессий и зажимом движений, что приводит к новым узлам напряженности.

В том случае, если возобладают демократические тенденции, будут созданы политические возможности функционирования оппозиции, защищены права национальных меньшинств, созданы возможности для их развития , произойдет переход от авторитарного режима правления к демократическому (Чехия, Словакия, Литва).

Если же способ функционирования политической системы будет отличаться непримиримым отношением к этническим меньшинствам, подавлением оппозиции и преследованием демократически настроенных граждан, созданием соответствующего репрессивного аппарата и принятием единой официальной идеологии, то, как свидетельствует исторический опыт фашистской Италии, гитлеровской Германии, франкистской Испании, происходит скатывание к тоталитарному режиму правления или длительное пребывание в авторитарном режиме.

В настоящее время большинство образовавшихся национальных государств задержалось на авторитарном цикле со все более явно проявляющимися демократическими тенденциями.

В результате анализа возможностей разрешения межэтнических противоречий в образовавшихся национальных государствах автор предлагает пути урегулирования этнополитических проблем.

Если политическая элита самоопределившегося этноса осознает, что национальная независимость означает не более, чем выбор между экономическими и политическими зависимостями от других государств, то она начинает процесс сближения с другими государствами и интеграции различных сфер жизни как необходимого условия развития экономики, науки, культуры, разрешения межэтнических противоречий, проведения демократических преобразований.

Результаты исследования могут быть использованы:

· в практике политического взаимодействия многонациональных субъектов Российской Федерации при разрешении и прогнозировании этнополитических проблем и ситуаций;

· государственными служащими субъектов Российской Федерации для понимания методов национального популизма, связанных с обращением к этническим чувствам людей и использованием конфессионального фактора в целях сплочения этноса, и прогнозирования политических процессов;

· для обучения избирательных команд, групп поддержки кандидатов при проведении агитационно-пропагандистских мероприятий во время предвыборных кампаний;

· для разработки программных документов политических партий, общественно-политических движений и организаций;

· для структур, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров государственных служащих, чья деятельность связана с организацией взаимодействия органов власти  с политическими партиями, общественно-политическими движениями и организациями.

Таким образом, результаты исследования показывают, что продолжающаяся активизация национальных процессов в различных регионах России заставляет обращаться к проблемам национального популизма как наиболее популярному методу политической борьбы. Поэтому в ближайшее время следует ожидать появления новых разработок, а также дальнейшее развитие данной темы.

К оглавлению

На первую страницу