© Н.А.Баранов

Тема 15. Региональные аспекты российско-европейской геополитики

1. Международные связи регионов как новый фактор современной системы международных отношений

Развитие международных связей регионов и региональ­ной интеграции — важный фактор современной системы международных отношений. В стремительно глобализи­рующемся мире международные связи регионов позволя­ют находить и использовать новые формы политической кооперации, экономической интеграции и межкультурных взаимодействий, что открывает мировому сообществу но­вые перспективы. В определенном смысле развитие между­народных связей регионов свидетельствует о новой тен­денции в эволюции современной системы международных отношенийстирании граней между внутренней и внешней политикой современных государств, когда стратегии раз­вития регионального сотрудничества становятся важным фактором формирования внешнеполитического курса.

Российская Федерация и Европейский Союз являются ближайшими соседями, поэтому развитие международных связей регионов и региональной интеграции в последние годы становится важнейшим элементом российско-европейского сотрудничества. Россию и ЕС объединяет общая заинтересо­ванность в строительстве процветающей Европы без разделительных линий.

Российские политики и дипломаты не раз заявляли о том, что Россия стремится активно участвовать в развитии международных связей регионов в европейском направлении, добиваться более тесного сотрудничества в ра­боте различных международных структур и региональных организаций. В свою очередь, европейские политики также выражают заинтересованность в развитии более тесного ре­гионального сотрудничества с Россией. Как отмечает пред­седатель 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1995), бывший премьер-министр Португалии Диогу Фрейташ ду Амарал, для европейцев очень важно сохранение конструк­тивных отношений с Россией, «в которых ЕС жизненно за­интересован». С ним согласен и аналитик, экс-председатель Еврокомиссии Жак Делор, который видит задачу ЕС и Рос­сии в том, чтобы «продемонстрировать взаимную способ­ность решать с помощью переговоров и соглашений те про­блемы, которые стоят перед нами и всем миром».

В настоящее время действует целый ряд договоров и соглашений, регламентирующих отношений российско-европейского регионального сотрудничества. Так, еще в 1994 г. в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудниче­стве (ст. 73) было заявлено о намерении России и ЕС разви­вать прямые контакты между регионами и государственны­ми структурами, ответственными за региональное развитие, уделяя особое внимание повышению уровня жизни и оздо­ровлению экономики проблемных регионов.

Несколько поз­же, в Стратегии развития отношений Российской Федера­ции с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 гг.), была поставлена задача использовать уд­линившуюся границу России и ЕС для повышения транс­граничного межрегионального сотрудничества и развития регионов обеих сторон до уровня стандартов еврорегионов.

В 2001 г. вступила в силу Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, которая определила цели и принципы деятельности региональных властей в этом направлении. Наконец, 22 июля 2002 г. был принят Федеральный закон № 91-ФЗ «О ратификации Европей­ской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей», который открыл новые возможности для трансграничных региональных кон­тактов между российскими и европейскими регионами.

В Европейском Союзе создана целая сеть институтов, организаций и фондов, призванных способствовать между­народному региональному сотрудничеству. Так, с 1985 г. действует Ассамблея европейских регионов (АЕР), объ­единяющая в настоящее время около 300 европейских регионов из 33 стран, а также межрегиональные органи­зации. Россию в ней представляют Ингушетия, Карелия, Самарская область в качестве членов и Архангельская область в качестве наблюдателя.

В принятой Ассамблеей «Стратегии-2000» определены следующие приоритетные задачи этой организации:

Ø  ускорить процесс развития регионализации на Евро­пейском континенте с целью создания «Европы регионов»;

Ø  способствовать развитию межрегионального сотруд­ничества, культурных, экономических и партнерских свя­зей между регионами Европы путем передачи ноу-хау и об­мена опытом.

Деятельность АЕР включает целый ряд программ:

«ЦЕНТУРИО» — программа, направленная на совместное обучение кадров и обмен опытом;

«ЕВРООДИССЕЙ» — программа, направленная на предоставление молодежи воз­можности интегрироваться в рынок труда благодаря опыту работы за рубежом;

«Летняя школа» — форум по обмену опытом в области регионального развития в Европе.

Крупнейшей европейской организацией, объединяющей более 50 национальных ассоциаций городов, муниципали­тетов и регионов (районов) из 37 стран, является Совет европейских муниципалитетов и регионов (СЕМР). Эта организация, основанная в 1951 г., отстаивает право регио­нальных властей участвовать в формировании политики Европейского Союза и Совета Европы, развивает отноше­ния между местными и региональными властями через со­трудничество и породнение, занимается развитием связей между регионами европейских стран.

В 1975 г. была создана Ассоциация европейских при­граничных регионов (АЕПР), которая по своему статусу является единственной общеевропейской организацией, объединяющей и представляющей интересы приграничных регионов стран Европы. Членами АЕПР в настоящее время являются 90 из 115 реально действующих еврорегионов. В своей деятельности АЕПР решает следующие задачи:

Ø   анализирует проблемы, представляющие общий ин­терес для приграничных регионов;

Ø   представляет интересы приграничных регионов в Ев­росоюзе и Совете Европы;

Ø   координирует сотрудничество приграничных регионов;

Ø   осуществляет обмен опытом и информацией по проблемам сотрудничества сопредельных регионов.

Что касается финансовой поддержки международного сотрудничества европейских регионов, то она осуществля­ется с помощью многочисленных программ и фондов ЕС и Совета Европы. В частности, в рамках ЕС были разработа­ны программы, призванные стимулировать трансграничное сотрудничество:

ИНТЕРРЕГ - Трансевропейское сотруд­ничество для сбалансированного развития (Trans-European Co-operation For Balanced Development - INTERREG);

ТАСИС (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States - TACIS; Техническая помощь Содру­жеству Независимых Государств) - программа Европей­ского Союза по содействию ускорению процесса экономи­ческих реформ в СНГ.

Например, на период 2000—2006 гг. была принята программа ИНТЕРРЕГ III с бюджетом около 5 млрд. евро. Среди других фондов, обеспечивающих фи­нансирование сотрудничества регионов, можно назвать Ев­ропейский фонд регионального сотрудничества (FEDER), имеющим также весьма солидный бюджет.

2. Концепция «Евросферы»

Европейские эксперты подчеркивают, что сегодня ЕС рассматривает отношения с сопредельными государствами и странами в рамках концепции «Евросферы» - зоны, на которую распространяется политическое и экономиче­ское влияние ЕС.

Сегодня в зоне «Евросферы» проживает около полутора миллиардов человек, зависящих от ЕС как от источника кредитов, гуманитарной помощи и инвести­ций. Используя региональное сотрудничество и механиз­мы формирования региональной политики, ЕС стремится напрямую воздействовать на региональные власти сопре­дельных стран для продвижения своих интересов и приня­тия выгодных решений. Одной из главных задач при этом провозглашается стремление обеспечить политическую стабильность, безопасность, устойчивое развитие и соци­альное благополучие среди соседних стран.

Таким образом, стратегическая цель региональной по­литики ЕС сегодня обозначилась достаточно четко - спо­собствовать формированию в сопредельных государствах лояльной политической линии, отвечающей интересам Ев­росоюза. Поэтому тесные партнерские отношения России и ЕС не исключают того очевидного факта, что они являют­ся конкурирующими интеграционными центрами на евро­пейском континенте. Россия стремится обеспечивать свои национальные интересы в этом регионе и одновременно укреплять стабильность и безопасность с сопредельными странами.

Следовательно, здоровая конкуренция вполне со­вместима с сотрудничеством и взаимодействием в самых разных областях. Как отметил в одном из своих выступле­ний министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, «Россия и Европейский Союз признают, что интеграционные про­цессы обеих сторон должны быть совместимыми и допол­нять друг друга».

3. Достижения, проблемы и противоречия международного регионального сотрудничества между Россией и ЕС

В настоящее время имеются все условия, для того что­бы Россия и Европа вышли на высокий уровень региональ­ного сотрудничества, однако в этой сфере присутствуют не только явные успехи, но и проблемные моменты. Неко­торых успехов, например, достигло движение партнерства российских и европейских городов, охватывающее сегодня свыше 70 городов-партнеров, где развивается сотрудни­чество в области коммунального управления и финансов, малого и среднего бизнеса. В рамках этого движения про­исходит достаточно тесное сотрудничество общественных, политических и культурных организаций.

Вместе с тем, российские эксперты констатируют, что особые преимуще­ства в сотрудничестве с Европейским Союзом получили те российские города и регионы, которые экспортируют вос­требованные в ЕС товары - энергоносители, металлы, дре­весину и целлюлозно-бумажные изделия. Именно поэтому наибольшее развитие получило сотрудничество регионов на Северо-Западе России: Карелия, Мурманская, Кали­нинградская, Архангельская, Псковская, Ленинградская области, Санкт-Петербург. Доля ЕС в структуре внешне­торгового оборота этих регионов почти в 1,5 раза выше, чем в целом по стране.

Отмечая успехи регионального сотрудничества Северо-Западных регионов, российские эксперты, тем не менее, справедливо подчеркивают, что за этими регионами посте­пенно закрепляется узкая роль экспортеров сырья и ресур­сов, а научно-производственный потенциал российского Северо-Запада не развивается. Именно поэтому в этих рос­сийских регионах медленно растет уровень жизни и оста­ются сложными демографические проблемы.

В последние годы несколько продвинулось сотрудни­чество в рамках проекта «Северное измерение», который был утвержден на саммите ЕС в 2000 г. Главная цель этого проекта - постепенное формирование консолидированной стратегии по межстрановому и межрегиональному взаимо­действию на Севере Европы, включая российские северные регионыКарелию, Республику Коми, Мурманскую, Ка­лининградскую, Архангельскую, Вологодскую, Псковскую и Ленинградскую области, Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ.

В самом начале реализации этого проекта между россий­скими и европейскими экспертами происходили опреде­ленные споры по поводу учета российских интересов, в том числе в сфере развития научно-производственного потен­циала российских регионов, транспортной инфраструктуры, преодоления безработицы, защиты окружающей среды. И только начиная с 2005 г. российская дипломатия доби­лась определенных успехов в этом направлении, что позво­лило российским политикам назвать «Северное измерение» «эффективным и ценным инструментом равноправного ре­гионального взаимодействия».

Российские эксперты отме­чают, что в последние годы сотрудничество в рамках «Се­верного измерения» способствует разрешению целого ряда трансграничных проблем Северо-Запада: развитию транс­порта, пограничной инфраструктуры, защите окружающей среды, а также преодолению бедности и безработицы. Все это позволяет воспринимать «Северное измерение» как перспективный межрегиональный проект России и ЕС.

Еще одним достаточно интересным проектом последних лет является создание еврорегиона «Карелия» (проект начал осуществляться в 2000 г.), который географически охватывает три финских региональных союза и россий­скую Республику Карелия, при этом на каждой террито­рии сохраняется действие национальных законодательств. Приоритетными областями сотрудничества в рамках еврорегиона «Карелия» являются экономика, туризм, культура и охрана окружающей среды.

В частности, разработана программа «Современные коробейники», задачей которой является развитие трансграничного сотрудничества в об­ласти предпринимательства, в особенности в сфере лесозаготовок и дерево­обработки, энергетики и технологий окружающей среды, причем объектом особого внимания является женское предпринимательство.

Программа «Культурные мосты» направлена на использование воз­можностей, предоставляемых общим культурным наследием и природой в трансграничном сотрудничестве, поддержку информационного сообще­ства для продвижения демократии и развитие активного гражданского общества по обе стороны границы, особый акцент при этом делается на раз­витии сотрудничества между СМИ.

Программа «Транспорт и коммуникации» направлена на совершен­ствование механизмов пересечения границы. Особое внимание уделяется развитию организации транспортных потоков и эффективности работы международных пунктов пропуска. Приоритетным также является развитие автомобильных, железных дорог и воздушного сообщения.

Все эти проекты поддерживают программы ИНТЕРРЕГ и ТАСИС.

Например, бюджет программы ИНТЕРРЕГ III - Карелия на период 2000—2006 гг. составил 28 млн. евро. Значительные средства были направ­лены на повышение благосостояния жителей приграничных территорий и передачу опыта в области муниципального управления. При этом адми­нистративные ресурсы приграничных территорий России и Финляндии использовались для лоббирования взаимовыгодных проектов в структурах ЕС. Одной из важных целей проекта является также формирование по­зитивного имиджа Республики Карелия за рубежом.

Таким образом, еврорегион «Карелия» рассматривается Россией как пилотный проект для отработки новых форм и методов взаимодействия России и Европейского Союза. Его осуществление дает новый импульс совместным соци­альным проектам в области культуры и здравоохранения, социальной защиты и образования финно-угорских наро­дов. Например, в поселке Калевала — административном центре Калевальского национального района Республики Карелия — создается этнокультурный центр по мотивам всемирно известного эпоса «Калевала»: уникальная красота карельской культуры сближает приграничные народы Рос­сии и Финляндии.

Вместе с тем ряд российских экспертов дает весьма кри­тическую оценку работе еврорегиона «Карелия». Некото­рые исследователи полагают, что хотя согласно официаль­но заявленным сторонами планам еврорегион был призван оптимизировать использование средств по программам ЕС ТАСИС и ИНТЕРРЕГ, на деле он является бюрократиче­ской структурой и большинство жителей Карелии счита­ют, что никакой потребности в еврорегионе нет.

Сложной остается ситуация по контролю за денежными средствами, выделяемыми Евросоюзом: это связано с тем, что часть ев­рорегиона лежит на территории России с принципиально от­личающейся бюджетной политикой, построенной на прин­ципах сочетания целевых федеральных программ и дотаций территориям. Эксперты подчеркивают, что на практике в рамках реализации указанного проекта в действительно­сти сделано очень мало, если учитывать объемы выделен­ных средств: интенсивно осуществлялись только взаимные визиты чиновников с целью «обучения механизмам пригра­ничного сотрудничества». При этом до сих пор отсутствуют процедуры определения ясных и понятных жителям Респу­блики Карелия задач еврорегиона, а позиция органов мест­ного самоуправления приграничных районов республики в процессе принятия решений практически не учитывает­ся (например, в состав карельской части исполнительного комитета еврорегиона не включен ни один представитель приграничных муниципалитетов). Обоснованное беспокой­ство у российских экспертов вызывает и скрытая цель соз­дания еврорегиона со стороны Финляндии. Известно, что в некоторых кругах Финляндии еврорегион «Карелия» рас­сматривается как способ переосмысления национальных границ, своего рода «возвращения» Карелии посредством ее реинтеграции в финское культурное пространство. Весьма справедливы опасения по поводу растущей зависимости ев­рорегиона «Карелия» от Финляндии, есть даже прогнозы по поводу коллапса экономики Карелии.

Все эти противоречия и негативные тенденции сви­детельствуют о том, что пора концептуально переосмыс­лить модель трансграничного сотрудничества России и ЕС. Чтобы еврорегионы с участием России способство­вали установлению взаимовыгодного сотрудничества обеих сторон, необходимо определить более четкие единые прин­ципы идеологии трансграничной региональной интеграции. Современная модель сотрудничества должна быть построе­на на принципах обеспечения «мягкой» безопасности всех сторон, что станет прагматичным и продуктивным способом преодоления идеологических разногласий. Сегодня Европа и Россия (в частности, в рамках строительства еврорегионов) имеют много не лишенных оснований политических и экономических претензий друг к другу.

Россия недо­вольна в первую очередь нарушением прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии, стремлением ряда евро­пейских стран ущемлять ее интересы (в вопросах установ­ления таможенных пошлин и т.п.).

Европу не устраивает нарушение прав человека и гражданских свобод, занижение внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами и сохранение российских военных баз в Приднестровье, вмешательство России во внутригрузинские конфликты. В этих условиях особенно важно создать атмосферу гарантированной безопасности сотрудничества для обеих сторон.

Не менее сложно и проблематично развивается межреги­ональное сотрудничество России и ЕС в Калининградской области, которая с 2004 г. является российским анклавом внутри Евросоюза. Достаточно долго улаживался вопрос о транзите пассажирского и грузового транспорта, в настоя­щее время, наконец, транзитный механизм работает доста­точно эффективно, предполагается его сохранение вплоть до возможного соглашения между Россией и ЕС о безвизо­вом режиме взаимных поездок граждан. Однако комплекс вопросов по Калининграду остается одной из серьезных проблем на пути к эффективному развитию межрегиональ­ного сотрудничества России и ЕС.

Прежде всего геострате­гическое положение Калининградской области, имеющей выход к Балтийскому морю и граничащей со странами-членами ЕС, предопределяет ее особое положение как для России, так и для объединенной Европы. Ресурсы региона весьма значительны: 90% мировых запасов янтаря, развитая инфраструктурная система, машиностроительный комплекс, сельскохозяйственный потенциал. Существует определенная конкуренция России и Евросоюза за Калининград, и страте­гии обеих сторон во многом пересекаются.

Стратегия ЕС направлена на то, чтобы «привязать» Ка­лининградскую область к экономическим структурам ЕС экспортно-ориентированной экономической зоной. На это выделяются значительные средства по линии ТАСИС. Це­лью данной стратегии является постепенная интеграция Калининградской области в «Европу регионов», поэтому здесь создается благоприятный климат для инвестиций и повышения квалификации кадров, оказывается содей­ствие в реструктуризации предприятий.

Для России более важно сделать Калининградский ан­клав самодостаточным регионом, привязав его экономиче­ски и социально к основной территории страны и тем са­мым обеспечив территориальную целостность государства. Российское правительство видит особую роль анклава в сотрудничестве с другими регионами России, ставя на второе место формирование тесных связей с ЕС. Калининград не должен превратиться в депрессивный регион внутри успешно развивающегося Евросоюза. Сегодня Калинин­градский регион достаточно динамично развивается, пре­одолевая многие сложные проблемы, и имеет предпосылки для дальнейшего социально-экономического роста.

Российские эксперты выражают вполне понятные опа­сения, что по мере вовлечения Калининградского региона в европейское межрегиональное сотрудничество в нем мо­гут возникнуть сепаратистские настроения, определенный «дрейф на Запад». Российская сторона настаивает на твер­дом соблюдении национальных интересов России, разви­тии конкурентоспособности российских предприятий, их научно-производственного потенциала. Вместе с тем у Ка­лининграда при правильном выборе политического курса есть шанс стать пилотным регионом в апробации взаимо­действий России и ЕС в самых разных сферах: строитель­стве Общего европейского экономического пространства, энергодиалоге, сотрудничестве в сфере транспорта. Несо­мненно и то, что расширение ЕС предоставило этому ре­гиону России новые возможности экономического разви­тия в сфере торговли и транзита товаров как по суше, так и по Балтийскому морю.

Таким образом, во многом Калининградский вопрос остается «пробным камнем» в межрегиональном сотрудни­честве России и ЕС. От того, как будут решаться сложные проблемы взаимодействия в этом регионе, во многом за­висит общая динамика межрегионального сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским Союзом.

Стремление к равноправному межрегиональному со­трудничеству - главное требование, которое последова­тельно отстаивает Россия в своих отношениях с ЕС. Евро­пейские политики сегодня все чаще отмечают, что главное отличие современной ситуации от начала 1990-х гг. заклю­чается в том, что «Россия опять начала воспринимать себя как великую нацию».

Москва стремится принимать весомое участие в между­народных делах и проявлять солидарность со своими со­юзниками, поэтому для российских политиков сегодня осо­бенно важно, чтобы активное интегрирование российских приграничных регионов в общеевропейское экономическое пространство не способствовало закреплению за ними роли преимущественно экспортно-сырьевых придатков Европы. Межрегиональное сотрудничество должно было основано на четком разграничении сфер влияния и гарантиях соблю­дения стратегических интересов обеих сторон.

В последние годы в Европе укрепляется новое представ­ление о российских регионах, формируется позитивный взгляд на возможности и перспективы межрегионального сотрудничества с Россией. В свою очередь, Россия также придает большое значение активизации международных региональных связей, видя в этом новое «окно в Европу», способное укрепить дружбу и сотрудничество между рос­сиянами и европейцами.

4. Санкт-Петербург как субъект межрегионального сотрудничества

В качестве необходимого условия для плодотворного межрегионального сотрудничества следует выделить создание соответствующей среды в регионах. Так, в Санкт-Петербурге с 2006 по 2010 гг. действовала программа «Толерантность». Правительство города в своей Декларации при принятии программы исходило из следующих позиций:

1. Гражданское согласие и терпимость в межнациональных и иных отношениях являются решающим условием социально - экономического и духовного развития Санкт-Петербурга и его жителей.

2. Программа «Толерантность» является стратегической концепцией гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, призванной создать условия для искоренения проявлений ксенофобии, обеспечить профилактику межэтнических и межкультурных конфликтов, укрепить ценности толерантности в петербургском сообществе.

3. Правительство Санкт-Петербурга  выражает готовность к сотрудничеству со всеми конструктивными силами, заинтересованными в создании в Санкт-Петербурге прочного гражданского мира, исключающего национальную и религиозную нетерпимость, бытовую ксенофобию.

5. Правительство Санкт-Петербурга намерено последовательно препятствовать любым проявлениям национального и религиозного экстремизма в соответствии с действующим законодательством, международными обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией, рекомендациями неправительственных организаций, опираясь на гражданскую ответственность жителей Санкт-Петербурга, их поддержку, готовность к практическому участию в работе по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в городе

23 сентября 2010 года на заседании Правительства Санкт-Петербурга была рассмотрена и принята Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы.

Новая Программа стала логичным продолжением Программы «Толерантность», однако по многим направлениям существенно ее дополнила.
Цель принятой Программы – совершенствование усилий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и гражданского общества Санкт-Петербурга в деле формирования и укрепления в Санкт-Петербурге толерантной городской среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского социально-культурного самосознания, создание условий для успешной социальной интеграции и культурно-языковой адаптации мигрантов.

Достижение поставленной цели осуществляется путем реализации следующих семи направлений:

1.         Воспитание культуры толерантности через систему образования;

2.         Межконфессиональное взаимодействие и толерантность в  Санкт-Петербурге;

3.         Содействие межкультурному взаимодействию в петербургском сообществе;

4.         Укрепление ценностей толерантности через взаимодействие с медиасообществом Санкт-Петербурга;

5.         Создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в сообщество Санкт-Петербурга. Содействие адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге;

6.         Формирование в молодежной среде нетерпимого отношения  к идеям ксенофобии, расизма и мигрантофобии;

7.         Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.

Справка

Са́нкт-Петербу́рг (с 1914 до 1924 - Петрогра́д, с 1924 до 1991- Ленингра́д) - город федерального значения Российской Федерации, административный центр Северо-Западного федерального округа, место нахождения Конституционного суда России (с 2008 года), Межпарламентской ассамблеи СНГ (с 1992 года) и органов власти Ленинградской области.

В XVIII-XX веках - столица Российской империи. Город-герой. В соответствии с переписью населения в октябре 2010 г. население города составляет 4 848 700 человек.

Самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек. Среди городов, полностью расположенных в Европе, Санкт-Петербург является третьим по населению, а также первым по численности жителей городом, не являющимся столицей. Центр Санкт-Петербургской городской агломерации.

Расположен в Северной Европе, на северо-западе Российской Федерации, на берегу Финского залива Балтийского моря, в дельте впадающей в него реки Невы.

Санкт-Петербург - важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из самых важных в стране центров туризма.

Город имеет обширные внешние связи. В городе периодически проводятся дни культуры других городов и стран. В 2007 году в городе при поддержке властей Китая на Восточном факультете Университета открылся Институт Конфуция.

К 2011 году у Санкт-Петербурга стало 79 городов-побратимов

К оглавлению курса

На первую страницу