Тема 13. Институты глобального управления

1.      Реформа Совета Безопасности ООН

Дискуссия о расширении Совета Безопасности ООН, начало которой было по­ложено в 1994 г., активизировалась в ходе подготовки «Саммита-2005». С тех пор в рамках Генеральной Ассамблеи ООН постоянно ведутся консультации относи­тельно сценариев реформирования СБ.

Ключевые вопросы реформы СБ:

-          категории членского состава (постоянные, непостоянные члены, другая типология),

-          право вето,

-          региональная представленность,

-          процедуры принятия решений,

-          отношения между СБ и ГА ООН.

Основой для межправительственных переговоров относительно ре­формы является так называемый «координаторский текст», подготовленный коор­динатором переговорного процесса, постпредом Афганистана при ООН З.Танином. Последние раунды переговоров (ведущиеся с 2009 г.), а также результаты Римской конференции по глобальному управлению и реформе СБ ООН (май 2011 г.) и Меж­дународной встречи по реформе СБ ООН в Мехико (июль 2011 г.) подтвердили нали­чие разногласий между государствами—членами ООН по всем ключевым вопросам переговорной повестки дня.

На место постоянных членов СБ ООН претендует «четверка» (Бразилия, Герма­ния, Индия и Япония). Эти страны высказываются за незамедлительное расширение состава СБ до 25 мест в обеих категориях членов — постоянных и непостоянных.

Право вето в этом случае автоматически должно распространяться на новых по­стоянных членов, которые согласятся взять «переходную паузу» в 15 лет и не при­менять его до окончательного завершения реформы ООН. Все страны «четверки» выступают за избрание новых членов исключительно в национальном качестве, а не от региональных групп.

Группа «Объединившиеся ради консенсуса/ОРК» (Uniting for consensus) Италия, Мексика, Пакистан, Испания, Аргентина, Южная Корея, Канада и ряд других стран, не могущие по объективным параметрам претендовать на роль постоянных членов СБ, предлагают расширить Совет исходя из справедливого географического распределения мест только в категории непостоянных членов. При этом Испания и Италия с учетом Лиссабонского договора ЕС предлагают допустить Евросоюз в СБ в качестве постоянного члена. ОРК — сторонники ограничения или даже отмены права вето.

Страны Африканского союза исходят из необходимости создать два постоянных места с правом вето и дополнительные непостоянные места для африканских стран. При этом ЮАР и Нигерия все чаще готовы добиваться постоянного членства в СБ самостоятельно. Позиция ОИК и ЛАГ ориентируется на предоставление одного по­стоянного места странам исламского/арабского мира.

Восточноевропейская группа претендует на предоставление ей одного непостоянного места. Некоторые страны (Швейцария, Лихтенштейн, Сингапур, Иордания и Коста-Рика) ориентируются скорее на изменения правил процедуры и рабочих методов СБ.

Позиции действующих постоянных членов СБ относительно реформы разнят­ся. Великобритания и Франция готовы видеть в качестве новых постоянных членов страны «четверки» и поддержать специальное «африканское» представительство. США скорее интересуют вопросы конкретных кандидатур в состав постоянных чле­нов, и в зависимости от этого они готовы поддерживать реформу СБ. Предпочти­тельными кандидатами на постоянные места в Совбезе Вашингтону представляются Индия и Япония. Китай же, наоборот, не готов видеть эти страны в числе членов с правом вето и в целом весьма прохладно относится к реформе СБ, призывая не спешить. Российская позиция относительно реформы также не отличается наступа­тельным характером, и, судя по всему, Россия не готова усиливать позиции евроатлантического сообщества в Совбезе.

Существует и более сложная, «переходная модель» реформы. В ее рамках предполагается расширение СБ только за счет непостоянных членов, которые полу­чили бы возможность более долгого срока пребывания в составе СБ, а также немед­ленного переизбрания по завершении срока полномочий. Таким образом, создава­лась бы категория привилегированных непостоянных членов СБ. В любом случае эта модель реформы предусматривает ее финализацию только через многолетний промежуток времени в результате некоей обзорной конференции.

На 65-й сессии ГА ООН был сформирован еще один механизм, ориентирован­ный на обсуждение реформы, — «Группа друзей» реформы СБ ООН, которая могла бы в неформальном порядке заниматься поисками компромисса в этом сложном вопросе.

2.      «Группа двадцати»: деятельность по разрешению мирового кризиса.

На меж­дународной арене все в большей степени заявляет о себе «Группа двадцати». «Двадцатка» представляет собой группу из 19 стран (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония) и представителя ЕС, осуществляющую неформаль­ный диалог между ключевыми системно важными экономическими держа­вами с участием международных финансовых институтов — Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка.

Начало встречам этого механизма было положено еще в 1999 г. решением министров финансов «Группы семи», впоследствии одобренному на самми­те «семерки/восьмерки». «Группа двадцати» виделась в качестве форума по преодолению последствий Азиатского финансово-экономического кризиса 1997 г., с 1998 г. затронувшего и Россию, и дискуссиям по реформированию современной валютно-финансовой и экономической системы.

Данный меха­низм стал продуктом различных видений международной системы участниками «семерки». Франция, поддерживаемая Италией, выступала против соз­дания «двадцатки», опасаясь, что данный механизм подорвет роль и значение МВФ (возглавляемого на тот момент М.Камдессю). Наиболее активными сто­ронниками нового механизма выступали США и Япония. Великобритания со­глашалась на создание механизма с ограниченными возможностями, а Канаде новая «Группа» была интересна в первую очередь созданием более широкой консультативной структуры, в меньшей степени контролируемой США.

Важность данной «Группы» определяется ее экономическим весом, ведь на долю этих стран приходится до 90% мирового ВВП и двух третей населе­ния планеты, что позволяет избежать ситуации, когда меньшинство решает за большинство, каким образом большинству решать свои проблемы, но при этом сохраняется относительная ограниченность участников и остается воз­можность достижения консенсуса в рамках «Группы».

Первые два года существования финансовой «двадцатки» в качестве пред­седателя выступал министр финансов Канады П.Мартин (впоследствии пред­полагалось, что председательство будет переходить от страны к стране в по­рядке ротации через два года с условием начального председательства стран «семерки»). Мандат деятельности финансовой «двадцатки» заключался в со­действии обсуждению и изучению политики и взаимодействия промышленно развитых и быстро развивающихся экономик с целью обеспечения междуна­родной финансовой стабильности.

Разговоры о преобразовании финансовой «двадцатки» в лидерский меха­низм оставались лишь интеллектуальными упражнениями (в первую очередь канадских академических кругов) вплоть до 2008 года, когда необходимость этого шага на повестку дня поставил начавшийся с США, но стремительно распространившийся по всему миру финансово-экономический кризис.

Инициаторами встречи «двадцатки» на уровне лидеров формально стали президент Франции Н. Саркози и премьер Великобритании Г. Браун. Впер­вые в лидерском формате встреча прошла 14—15 ноября 2008 г. в Вашингтоне. Реальных результатов от саммита ожидать не приходилось в первую очередь потому, что президент США Дж. Буш уже заканчивал свой срок, а избранный президент Б. Обама, также присутствовавший на встрече, предпочитал не вы­ступать в качестве активного участника. Принятые решения были достаточно расплывчатыми, хотя и свидетельствовали о понимании общей для всех про­блемы. Были сделаны выводы о необходимости общих подходов к способам противодействия кризису, в частности скоординированного подхода к ожив­лению экономики, отказа от протекционизма и совершенствования регулиро­вания мировых финансовых рынков. Хотя, как показало время, большая часть участников к началу следующего саммита не следовала принятому решению отказа от протекционизма.

3.   Бреттон-Вудские институты

В системе международных финансовых организаций особое место занимают Бреттон-Вудские институты — МВФ и Группа Всемирного банка, созданные в результате международной конфе­ренции, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе, США. Переговоры в Бреттон-Вудсе задумывались как параллельный финансово-экономический «трек» пе­реговоров в Думбартон-Оксе, где обсуждались политико-правовые параметры создаваемой ООН.

Бреттон-Вудские институты формально являются частью семьи ООН. Собственно экономическим итогом переговоров стало появление Бреттон-Вудской валютной системы, существовавшей с 1944 по 1971 г. и пред­усматривавшей наличие золотодевизного стандарта и отсутствие резких коле­баний валютных курсов. Цели и механизмы функционирования МВФ и Все­мирного банка с момента их создания эволюционировали, но как и в момент создания, так и сейчас этим организациям отводится важная роль в обеспе­чении стабильности мировой экономики. Первоначально МВФ рассматри­вался как своеобразный расчетный центр, предоставляющий поддерживаю­щие кредиты странам с отрицательными платежными балансами, а основным кредитором выступал Международный банк реконструкции и развития (также называемый Всемирным банком).

Данное положение изменилось после дол­гового кризиса 1982 г., и в настоящее время МВФ ориентируется на кредито­вание испытывающих финансовые сложности стран мира с целью обеспече­ния экономического роста в национальных экономиках и мировой экономике и выравнивания дефицитов платежного баланса.

Группа Всемирного банка работает в тесном взаимодействии с МВФ и выдает кредиты на конкретные социально-экономические направления, как правило, сглаживающие слож­ности структурной перестройки экономики.

Международный валютный фонд.

Членами МВФ в настоящее время являются 188 государств. Высший орган — Совет управляющих, в который входит по одно­му представителю от каждого государства—члена Фонда.

Оперативной работой руководит директорат в составе 24 исполнительных директоров, пятеро из них назначаются государствами, имеющими наибольшие квоты в уставном капита­ле МВФ, трое формально избираются, но представляют каждый одну страну — Россию, Саудовскую Аравию и Китай, остальные 16 избираются с соблюдением принципа региональной диверсификации Советом управляющих из числа пред­ставителей других стран.

Директорат назначает директора-распорядителя МВФ. Источниками финансовых ресурсов МВФ являются взносы стран-членов, за­емные средства и возвращенные кредиты. Каждое государство имеет квоту в уставном капитале МВФ, от которой зависит как объем взносов, которые не­обходимо внести, так и количество голосов. Решения принимаются простым большинством (более 50%) голосов, а по вопросам, имеющим оперативный или стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 и 85% голосов).

Наибольшим количеством голосов обладают США — 16,77%, Япония — 6,02, Германия — 5,88, Великобритания — 4,86, Франция — 4,86, Саудовская Аравия — 3,16, Италия — 3,18, Китай — 2,98, Россия — 2,69. Сум­марная доля стран-членов ЕС составляет 28,6% голосов. Таким образом, США и ЕС имеют возможность накладывать вето на стратегические решения, требую­щие 85% голосов. Вопрос о квотах и соответственно количестве голосов стран является одним из самых острых в повестке дня о реформировании деятельно­сти МВФ. Самыми «недопредставленными» странами являются Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея и Турция.

Финансовые активы МВФ исчисляются в специальных правах заимство­вания. Это сформированные странами—членами Фонда кредитные резервные и платежные средства. Каждая страна должна оплачивать свою квоту в следующем соотношении 25% — в СДР или свободно конвертируемой валюте, по согласованию с Фондом, 75% — в национальной валюте.

Отношения России с Международным валютным фондом. СССР принимал участие в конференции в Бреттон-Вудсе, однако политико- идеологические разногласия не позволили советскому правительству подписать со­глашение о создании Фонда. В 1985 г. СССР вернулся к вопросу об участии в МВФ и МБРР. Однако из-за противоречий со странами Запада это намерение было реа­лизовано только в 1992 г., когда Совет управляющих МВФ проголосовал за прием в организацию 15 постсоветских республик. Россия подписала статьи соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г. Квота России в 1992 г. составила 3,0%, однако в по­следующем постепенно уменьшалась и по состоянию на 2011 г. составляет 2,5% (количество голосов — 2,39%).

Сотрудничество нашей страны с МВФ можно раз­делить на 3 этапа:

первый — до финансового кризиса 1998 г.;

второй — с момента финансового кризиса до момента выплаты всех долгов (май 2005 г.);

третий — с мая 2005 г. по настоящее время.

Группа Всемирного банка.

В группу Всемирного банка входят пять тес­но связанных между собой организаций.

1)                 Центральным звеном является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), часто называе­мый Всемирным банком. Он был образован с целью предоставления креди­тов и гарантий правительствам для проведения структурных преобразований и является центральным звеном Группы Всемирного банка. Первоначально МБРР предоставлял кредиты странам Западной Европы и Японии на после­военное восстановление экономики. В настоящее время его задачами являет­ся предоставление помощи развивающимся странам в преодолении бедности, модернизации экономики и инфраструктуры, создании условий для устойчи­вого экономического роста. Членами МБРР являются 188 государств. Высший руководящий орган — Совет управляющих, в котором каждая страна представ­лена одним управляющим и одним заместителем управляющего. Оперативное руководство осуществляет Совет директоров, который подчиняется Совету управляющих. В его составе 24 исполнительных директора, пять из которых назначаются государствами-членами, обладающими крупнейшими пакетами акций (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания), а остальные избираются от групп стран.

В дальнейшем были созданы другие финансовые организации в рамках Группы Всемирного банка, что позволило расширить ее функции.

2)                 Международная финансовая корпорация, МФК, была создана в 1956 г. и осуществляет, в отличие от МБРР, финансирование проектов частного сек­тора в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. На­считывает 184 страны-члена, включая Россию. МФК может привлекать в свои проекты других инвесторов. Проценты, под которые выдаются кредиты МФК, в отличие от МБРР, не отличаются существенно от рыночных. С момента сво­его создания Корпорация предоставила займы на сумму свыше 73 млрд. долл., в том числе 24 млрд. долл. в виде синдицированных кредитов. Данные средства были направлены 3300 компаниям в 140 странах.

3)                 Международная ассоциация развития, MAP, основана в 1960 г. и предо­ставляет беспроцентные или льготные кредиты с длительными сроками по­гашения наиболее бедным странам. В MAP входят 170 государств. За время существования MAP предоставила льготные кредиты на общую сумму около 200 млрд. долл.

4)                 Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, МАГИ, осно­вано в 1988 г. для предоставления гарантий зарубежным инвесторам от не­коммерческих политических рисков, дополняя таким образом деятельность МБРР, МФК и других международных финансовых организаций. Членами МАГИ являются 177 государств. Предоставляются гарантии сроком до 20 лет от политических рисков (экспроприация, нарушение договора, война и граж­данские беспорядки). МАГИ выдало более 650 гарантий, их совокупный объем превышает 20 млрд. долл.

5)                 Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, МЦУИС, был создан в 1966 г. для предоставления услуг по арбитражному раз­бирательству и урегулированию споров между правительствами и иностран­ными инвесторами. В МЦУИС входят 147 государства. Целью центра является обеспечение атмосферы взаимного доверия между иностранными инвестора­ми и государствами. Ссылки на урегулирование споров в рамках МЦУИС со­держатся в ряде международных соглашений.

Россия и Группа Всемирного банка. Учредительные документы МБРР были подписаны Россией 16 июня 1992 г., МФК — 12 апреля 1993 г. По линии МБРР к 2011 г. нашей стране были выделены средства в суммарном объеме более 13 млрд. долл. на 65 проектов, 42 из которых завершены. В Москве действует представительство Всемирного банка. Междуна­родная финансовая корпорация (МФК) с 1993 г. по настоящее время инвестировала в Россию 3,6 млрд. долл. в более чем 150 проектов в самых различных отраслях. Первыми были инициированы проекты финансирования нефтегазовой отрасли, за­тем предоставлено кредитование предприятиям финансовой сферы, телекоммуни­кационной отрасли, пищевой промышленности, гостиничного бизнеса и других сек­торов. Россия является членом всех институтов Группы, за исключением МЦУИС.

4.      Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация (ВТО) является международной организацией и номинально входит в систему ООН. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве. В настоящее время регули­рование ВТО охватывает 95% мировой торговли.

Изначально международные переговоры о создании прообраза ВТО — Международной торговой организа­ции (МТО) — велись после Второй мировой войны. Планировалось создание трех важнейших институтов, регулирующих международные экономические отношения, — МВФ, МБРР и МТО. МТО создана не была, но в 1947 г. подпи­сано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), рассматривав­шееся как промежуточная мера к созданию МТО. Однако ВТО была создана только в 1995 г. Число стран—членов Соглашения за это время увеличилось с 23 до 127. На 26 июня 2014 года в ВТО состояло 160 стран. Переговоры в рамках ГАТТ привели к снижению среднего уровня барьеров в мировой торговле с 40 до 4%, и в настоящее время ключевыми вопросами переговоров является уже нетарифное регулирование.

В структуру ВТО входят ГАТТ, ГАТС (Генеральное соглашение по торгов­ле услугами), ТРИ ПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллекту­альной собственности) и ряд других соглашений.

Основными принципами, на основе которых функционирует ВТО, явля­ются:

а) режим наибольшего благоприятствования — если страна А снижа­ет пошлины для страны Б, она автоматически снижает пошлины и для всех стран—членов ВТО;

б) предоставление национального режима товарам и услу­гам иностранного происхождения в секторах, согласованных при вступлении страны в ВТО;

в) регулирование торговли преимущественно тарифными ме­тодами, т.е. отказ от использования количественных и иных ограничений;

г) транспарентность торговой политики — изменения в регулировании долж­ны быть гласными и доступными для членов ВТО;

д) разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров, но при этом в рамках ВТО действу­ет орган разрешения споров.

Высшим органом является Министерская конференция, сессия проходят не реже чем раз в два года, участвуют представители всех стран—членов орга­низации.

Министерская конференция учреждает различные комитеты, назна­чает Генерального директора ВТО. Между сессиями Министерских конферен­ций по мере необходимости (8—10 раз в год) созывается Генеральный совет, состоящий из представителей всех участников организации. Генеральный совет руководит работой советов по торговле товарами, услугами по ТРИПС и других органов. Исполнительным органом ВТО является Секретариат.

Наиболее важные решения принимаются в рамках так называемых раун­дов многосторонних торговых переговоров. В рамках ГАТТ прошло восемь раундов переговоров. С 2001 г. продолжается девятый, Дохийский раунд пере­говоров в рамках ВТО. Основными вопросами повестки дня являются регу­лирование торговли сельскохозяйственными товарами, услугами, применение субсидий, защита прав интеллектуальной собственности, вопросы природоох­ранного регулирования, либерализация правительственных закупок и др. Од­нако по вопросам раунда нет существенного продвижения из-за разногласий между странами—членами ВТО, в том числе между развитыми и развивающимися странами.

5.      Организация экономического сотрудничества и развития.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана в 1960 г., ее предшественницей являлась Организация европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. для реализации Плана Маршалла.

Миссией ОЭСР является содействие экономическому росту стран-членов и повышение их вклада в глобальный экономический рост и развитие. Дефакто ОЭСР является клубом развитых стран. На членов организации приходится 18,5% населения Земли, но 60% мирового ВВП.

В ОЭСР входят 34 государства: Австралия Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Польша, Словакия Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария Швеция, Эстония, Южная Корея, Япония.

Существуют три следующих критерия членства страны в ОЭСР:

1) открытая рыночная экономика,

2) развитые демократические политические институты,

3) соблюдение прав человека.

Органами и подразделениями ОЭСР являются:

-          высший орган — Совет в который входят представители стран-членов и Европейской комиссии, решения принимаются на основе консенсуса;

-          постоянно действующий орган - Секретариат, в который входят 9 директоратов по различным тематическим вопросам;

-          кроме того, существует около 20 комитетов, в которые входят представители стран-членов и стран-наблюдателей.

В настоящее время ОЭСР peaлизует стратегию «глобального взаимодействия», заключающуюся в расширении сотрудничества со странами-нечленами и другими международными организациями.

Отношения России с ОЭСР. Россия подала заявку на вступление в 1996 г. и получила заверение ОЭСР о том, что вступление является «целью, разделяемой организацией». Россия активно со­трудничает с ОЭСР и участвует в работе большего числа комитетов и рабочих ор­ганов, чем любая другая страна, не вошедшая в Организацию. В то же время для вступления в ОЭСР существует ряд препятствий, в том числе на протяжении долгого времени ОЭСР не признавала соответствие России всем критериям членства, в том числе такому, как наличие рыночной экономики в нашей стране. В мае 2007 г. Со­ветом ОЭСР было принято решение о начале переговорного процесса о вступлении России в Организацию, а в ноябре одобрена «дорожная карта» этого процесса. Для вступления в ОЭСР необходимо в числе прочего приведение законодательства в соответствие с нормами Организации. Заинтересованность России в ОЭСР объяс­няется целым рядом факторов, среди них:

-     повышение международного авторитета страны как члена ведущего экономического клуба,

-     стимул к совершенствованию экономического законодательства,

-     более широкий доступ к экономическим пере­говорам с развитыми странами,

-     деятельность ОЭСР по определению кредитного рейтинга стран, влияющего на условия инвестиций и внешних заимствований.

Всту­пление России в ВТО является важнейшим аргументом для вступления нашей стра­ны в ОЭСР.

6.      Финансовые клубы: Парижский и Лондонский.

Парижский клуб был об­разован в 1956 г. из представителей ряда западноевропейских стран-кредиторов Аргентины, собравшихся в Париже для выработки единой позиции по урегули­рованию внешней задолженности латиноамериканской страны. В начале 1980-х годов разразился кризис внешней задолженности развивающихся стран, и ре­гулярные заседания Парижского клуба стали основной формой координации единых позиций на двусторонних переговорах со странами-должниками. В ра­бочих заседаниях Парижского клуба принимают участие представители таких международных организаций, как МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНКТАД и др. С 1956 по 2011 г. в рамках Парижского клуба было достигнуто 422 соглашения с 88 раз­личными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 553 млрд. долл. Парижский клуб не имеет строго формализованного статуса, у него нет штаб-квартиры, се­кретариата, а главное, нет устава, т.е. он является неформальной организацией.

Схемы Парижского клуба предусматривают списание задолженности стра­нам с низким уровнем развития (менее 765 долл. валового национального дохода на душу населения) — 33% стоимости долга (условия Торонто), 50% (условия Лондона), 67% (условия Неаполя), 80% (условия Лиона), 90% и пол­ное списание при выполнении определенных требований (условия Кельна). На страны с так называемым «низким средним» уровнем развития (от 766 до 3035 долл. ВНД на душу населения) в Парижском клубе распространяются лишь условия Хьюстона, которые предусматривают только реструктуризацию задолженности путем улучшения условий выплат (удлинение сроков погаше­ния, предоставление льготного периода отсрочки выплат).

В своей работе Парижский клуб руководствуется следующими тремя основными принципами:

1) переговоры начинаются при наличии непосред­ственной угрозы прекращения платежей;

2) обусловленность реструктуриза­ции долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;

3) равномерное распределение бремени невыплаченных долгов сре­ди кредиторов.

Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погаше­ния кредита может быть рассмотрен Парижским клубом.

Отношения России с Парижским клубом. Взаимоотношения России с Парижским клубом претерпели существенную эво­люцию. В течение 1990-х годов наша страна являлась должником клуба, при пи­ковых показателях внешнего долга задолженность превышала 40 млрд. долл., но в 2006 г. Россия досрочно погасила долг Парижскому клубу, выплатив 22,5 млрд. долл. В 1997 г. Россия стала членом Парижского клуба и приступила к урегулирова­нию задолженности развивающихся стран по его правилам.

Лондонский клуб, имеющий официальное название «Консультативный комитет коммерческих банков», представляет собой форум, в рамках кото­рого происходит реструктуризация долгов, предоставленных коммерческими банками (без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов) странам- должникам. В этом основное отличие Лондонского клуба от Парижского. У Лондонского клуба также нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости. Общее число банков, участвующих в деятельности данного форума, составляет около 600. Лондонский клуб активно сотрудничает с Па­рижским клубом и Международным валютным фондом, но это сотрудниче­ство носит в первую очередь информационный характер, поскольку основной целью Лондонского клуба является возврат своих средств. Основу организаци­онной структуры Лондонского клуба составляет Банковский консультацион­ный комитет (БКК) из представителей наиболее крупных банков. БКК являет­ся органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности.

Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в контексте пе­реоформления задолженности Заиру. В период, который предшествовал мек­сиканскому долговому кризису 1982 г., переоформление обычно охватывало просроченные платежи в счет погашения основной суммы долга без предоставления новых средств. С 1985 г. банки осознали, что репрессивные меро­приятия уменьшают вероятность платежей и, таким образом, только ухудшают положение. С этих пор условия реструктуризации были смягчены путем умень­шения спрэдов и удлинения как периода консолидации, так и периода пога­шения.

Дальнейший, ещё более фундаментальный шаг был сделан в 1989 г. в контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения совокупного долгового бремени с помощью мероприятий по сокращению дол­га и его обслуживание. «Облигации Брейди» — это ценные бумаги, которые выпускаются путем обмена займов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом. Преимуществом плана Брейди было то, что при реше­нии вопроса реструктуризации долга он предлагал так называемое «меню ва­риантов», что предоставляло кредиторам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями суверенных долгов. В целом неформальные финансовые институты, такие как Парижский, Лондонский клубы, и др. игра­ют важную роль в решении вопросов задолженности развивающихся стран и стран с переходной экономикой перед развитыми государствами и их фи­нансовыми институтами. Они, с одной стороны, функционируют параллельно таким международным финансовым организациям, как МВФ и Всемирный банк, а с другой — взаимодействуют с ними, так как страны-должники дивер­сифицируют направления заимствования.

Отношения России с Лондонским клубом. Соглашение между Россией и Лондонским клубом о порядке и графике выпла­ты процентов по задолженности бывшего СССР частным банкам, которую Россия признала как собственную, было подписано в 1995 г. Пиковые значения задолжен­ности достигали 32 млрд. долл. Соглашения о реструктуризации подписывались в 1997 и 2000 гг. По последнему соглашению Лондонский клуб списал России за­долженность в размере 16,5 млрд долл., но Россия обязывалась выплатить Клубу в течение 30 лет 40 млрд. долл., пиковые платежи приходились на 2005—2007 гг., когда наша страна выплачивала по 12—13 млрд. долл. В 2009 г. Россия, выплатив оставшуюся часть долга досрочно, полностью урегулировала задолженность перед Лондонским клубом.

Литература

Современные международные отношения: учебник / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2012. С.382-414.

К оглавлению курса

На первую страницу