Тема 2. Классические технологии информационно-психологической войны

1.      Технологии информационного противоборства

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной инфор­мации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или от­рицательное), на функционирование и развитие информационно-психо­логической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие являются разно­видностью информационно-психологического воздействия.

В связи с появлением и ускоренным развитием средств массовой ин­формации резко усилилась роль общественного мнения, которое стало влиять колоссальным образом на политические процессы в обществе, особенности функционирования информационно-психологической среды общества. Поэтому система формирования общественного мнения также является одним из основных объектов информационно-психологического обеспечения. Следовательно, необходимо изучение особенностей форми­рования и функционирования общественного мнения при вооруженных конфликтах, на основе которого следует выработать практические пути обеспечения психологической безопасности политической элиты и насе­ления России.

Информационное оружие - это устройства и средства, предназна­ченные для нанесения противоборствующей стороне максимального уро­на в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий).

Объектами воздействия могут являться:

1.  Информационно-технические системы.

2.  Информационно-аналитические системы.

3.  Информационно-технические системы, включающие человека.

4.  Информационно-аналитические системы, включающие человека.

5.  Информационные ресурсы.

6.  Системы формирования общественного сознания и мнения, базирующиеся на средствах массовой информации и пропаганды.

7.  Психика человека.

И.Н.Панарин считает, что в тех случаях, когда информационное оружие прямо или опосредованно используется против психики человека (или социальной группы), то речь должна идти об информационно-психоло­гическом противоборстве. Практически можно назвать только 3 объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу ин­формационного противоборства (в чистом виде). Это информационно-технические и информационно-аналитические системы (не включающие человека) - информационно-техническое противоборство. Психика чело­века - информационно-психологическое противоборство.

Источники информационных опасностей могут быть естественными (объективными) и умышленными.

Рассматривая теорию информационного противоборства в политиче­ской сфере, следует учитывать, что она происходит на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

В основном на стратегическом уровне должна действовать высшая политическая элита, а информационные подразделения политического клана - на оперативном и тактическом уровнях.

Кто создает информационно-психологические воздействия? Их создают креативные люди, способные эффективные их осуществлять. Основная задача политического лидера страны - вывести этих людей на стратегический уровень ведения информационного противоборства.

Необходимо отметить, что информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что «запускают» мощные вещественно-энергетические процессы и управляют ими.

Суть колоссального влияния информации как раз и заключается в ее способности «точечно» контролировать социальные процессы, влиять на параметры, которые на много порядков выше самой управляющей ин­формации.

Создание глобального информационного сообщества предъявляет особые требования к «созидателям» информации.

Требования к специалисту информационного противоборства:

1.  Постоянный контроль своих действий, поступков и возможностей.

2.  Соблюдение всех известных требований конфиденциальности.

3.  Уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

4.  Осторожность и скрытность.

5.  Собственная система получения и анализа информации.

6.  Постоянное самосовершенствование.

7.  Противодействие инфологемам противника.

Инфологема - это ложная, искаженная или неполная информация, представляющая реальные события идеологическими мифами, политиче­скими пропагандистскими измышлениями. Инфологемы появляются на свет как результат сознательных, целенаправленных манипулятивных воздействий или, что значительно реже - неосознаваемых заблуждений. Инфологемы способны к расширенному самовоспроизводству, самоум­ножению. Они формируют картины мира в индивидуальном, групповом и массовом сознании, устойчивые стереотипы индивидуального и соци­ального поведения, ценностные установки и ориентации будущих поко­лений.

Задача профессионала информационного противоборства - вовремя «разглядеть» инфологемы противника и своевременно отреагировать на них.

Как и любые идеологические мифы, инфологемы активны и агрес­сивны. Они энергично вытесняют достоверную информацию, оставаясь нередко правдоподобными. Зачастую инфологемы помогают отвлечься от неприятной реальности, снять фрустрацию, уменьшить тревожность и, в конечном счете, обеспечить некоторую толику психологического ком­форта. Поэтому так часто успех сопровождает слухи и сплетни.

Производство инфологем всегда носит деструктивный характер. Они ложатся на благодатную почву взвинченной психологии масс, с ходу вводятся в информационные каналы и легко перетекают в различные об­ласти политической и духовной жизни. Особенно эффективно примене­ние инфологем во время выборов.

Следует признать, что инфологемы являются основным продуктом деятельности политтехнологов. Политические консультанты и журнали­сты широко используют инфологемы предвыборного назначения. Один из часто встречающихся примеров - «фигура умолчания»: сообщается, что кандидат привлекался к суду, но ничего не говорится о сути и време­ни правонарушения. Вообще тщательно дозированная информация мо­жет существенно исказить представления избирателей о кандидатах и их программах.

Социально-политические инфологемы имеют две особенности:

1.  Ксенофобию, ненависть к чужому.

2.  Стремление найти врага, виновника своих бед.

Так появляются инфологемы о врагах-коммунистах для одних, или о демократах, разоривших страну, для других, о беспринципном и коррумпированном федеральном центре - для третьих. Сопровождающие инфологемы - превращение себя в жертву. Именно инфологемы зачас­тую формируют общественное мнение и социально-психологические стандарты поведения граждан. Часто они выполняют следующие функции:

1.  Охранные.

2.  Аргументирующие.

3.  Комментирующие.

4.  Провозглашающие.

5.  Отвлекающие.

6.  Скрывающие.

7.  Ложно ориентирующие (ориентирующие не в тех направлениях).

8.  Дезориентирующие (подменяющие ориентиры).

На основе инфологем, за счет искажения фактической основы собы­тий или политического портрета того или иного лица, нередко строятся крупные информационно-пропагандистские кампании для подрыва дове­рия граждан к реализуемому политическому курсу или к конкретным лицам.

2. Манипулятивные технологии

Невозможно описать всю совокупность используемых манипулятивных приемов, их вариантов и видоизменений. Но это, собственно, и не является необходимым.

В наших целях достаточно выделить определенную их часть, которая составляет «ядро» технологических элементов системы манипулятивного воздействия, используя комплексный критерий, который основывается на учете сочетания трех основных параметров:

Ø   частоты использования приемов в различных манипулятивных технологиях;

Ø   широты их применения в разнообразных информационно-коммуникативных ситуациях;

Ø   степени действенности, связанной с повышением эффекта манипулятивного воздействия на человека.

С учетом данного комплексного критерия возможно выделить груп­пы манипулятивных приемов, имеющих наиболее универсальный харак­тер, с высокой частотой встречаемости в различных манипулятивных технологиях, имеющих сферу применения в таких информационно-коммуникативных ситуациях, как публичные дискуссии и групповые об­суждения, выступления на митингах и демонстрациях, в средствах мас­совой коммуникации, в межгрупповых и межличностных конфликтах, характеризующиеся достаточно высокой действенностью и влиянием на психику человека. Данные приемы характеризуются высокой степенью выраженности по всем трем параметрам выделенного комплексного критерия.

С точки зрения истории справедливо отметить, что одной из первых попыток систематизации приемов информационно-психологического воздействия на массовое сознание с помощью пропаганды явилось опи­сание в ряде зарубежных и отечественных источников технологии стереотипизации и «большой лжи», а также выделение следующих семи ос­новных приемов информационно-психологического воздействия доста­точно широко известных специалистам, как «азбука пропаганды»:

Ø  «Приклеивание или навешивание ярлыков» - (name calling);

Ø  «Сияющие  обобщения»  или  «блистательная  неопределенность»  - (glittering generality);

Ø  «Перенос» или «трансфер» - (transfer);

Ø  «Ссылка на авторитеты», «по рекомендации», «свидетельства» или
«свидетельствование» - (
testimonial);

Ø  «Свои ребята» или «игра в простонародность» - (plain folks);

Ø  «Перетасовка» или «подтасовка карт» - (card stacking);

Ø  «Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» (band
wagon).

Эти семь основных приемов в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 1930-х гг. в Институте анализа пропаган­ды. Известно, что основой для анализа этих приемов во многом послужи­ла практика обработки массового сознания в фашистской Германии. Они нашли широкое применение в рекламно-пропагандистских акциях и в на­стоящее время активно используются российскими средствами массовой коммуникации.

Содержание этих основных приемов можно коротко охарактеризо­вать следующим образом:

1. «Приклеивание или навешивание ярлыков» - (name calling). Данный прием заключается в выборе оскорбительных эпитетов, метафор, названий, имен, так называемых «ярлыков», для обозначения, именова­ния человека, организации, идеи, любого социального явления. Эти «яр­лыки» вызывают эмоционально негативное отношение окружающих, ас­социируются у них с низкими (бесчестными и социально неодобряемыми) поступками (поведением) и, таким образом, используются для того, чтобы опорочить личность, высказываемые идеи и предложения, органи­зацию, социальную группу или предмет обсуждения в глазах аудитории.

2.   «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» -
(
glittering generality).
Этот прием заключается в замене названия, обозначения определенного социального явления, идеи, организации, социальной группы или конкретного человека более общим родовым именем, которое имеет положительную эмоциональную окраску и вызывает доброжелательное отношение окружающих. Прием основан на эксплуатации положительных чувств и эмоций людей к определенным понятиям и словам,   например,   таким   как   «свобода»,   «патриотизм»,   «содружество», «мир», «счастье», «любовь», успех», «победа», «здоровье» и т. п. Такого рода слова, несущие позитивное психоэмоциональное воздействие, при­меняются для протаскивания решений и взглядов, оценок и действий, вы­годных для конкретного лица, группы или организации.

3.   «Перенос» или «трансфер» - (transfer). Суть данного приема со­стоит в искусном, ненавязчивом и незаметном для большинства людей распространении авторитета и престижа того, что ими ценится и уважа­ется, на то, что ей преподносит источник коммуникации. Использовани­ем «трансфера» инициируются ассоциации, формируются ассоциативные связи преподносимого объекта с кем-либо или чем-либо, имеющем цен­ность и значимость у окружающих. Используется также и негативный «трансфер» посредством побуждения к ассоциациям с явно отрицатель­ными понятиями и социально неодобряемыми явлениями, событиями, действиями, фактами, людьми и т. д. Он используется для дискредитации конкретных лиц, идей, ситуаций, социальных групп и организаций.

4.   «Ссылка на авторитеты», «свидетельства» или «свидетельствование» - (testimonial). Содержание этого приема заключается в приве­дении высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом или же наоборот, таких, которые вызывают отрицательную реакцию у категории людей, на которых направляется манипулятивное воздействие. Ис­пользуемые высказывания обычно содержат оценочные суждения в от­ношении людей, идей, событий, программ, организаций и выражают их осуждение или одобрение. Таким образом, у человека, как объекта манипулятивного воздействия, инициируется формирование соответствующе­го отношения - эмоционально позитивного или отрицательного.

5.   «Свои ребята» или «игра в простонародность» - (plain folks).
Иногда также используются такие названия, как «рубаха-парень», «простонародность», «простой». Цель данного приема состоит в попытках установления доверительных отношений с аудиторией, как с близкими по духу людьми, на основании того, что коммуникатор, его идеи, предложения, высказывания хороши, так как принадлежат простому народу. Осуществляется инициирование ассоциативных связей личности коммуникатора и его суждений с позитивными ценностями из-за их народности или принадлежности его самого к народу, как выходцу из простых, обыкновенных людей. Достаточно часто этот прием используется для создания позитивного отношения к конкретному человеку, являющемуся в данном случае объектом рекламно-информационного продвижения, пропаганди­стской кампании по формированию спроектированного (сконструиро­ванного) для него имиджа - «человека из народа» и, таким образом, фор­мирование к нему доверия и позитивного отношения.

6.  «Перетасовка» или «подтасовка карт» - (card stacking). Содер­жание данного приема заключается в отборе и тенденциозном преподнесении только положительных или только отрицательных фактов и дово­дов при одновременном замалчивании противоположных. Его основная цель, используя односторонний подбор и подачу фактов, свидетельств, доводов, показать привлекательность, или наоборот, неприемлемость ка­кой-либо точки зрения, программы, идеи и т. п. В последнее время этот прием чаще используется в измененном виде под названием «потенциро­вание» или «акцентирование». Югославский политолог П. Мицич упот­ребляет прием потенцирования как возможно более мягкую форму «подтасовки карт».

7.  «Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» - (band wagon). При использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например,   может  начинаться  словами:   «Все  нормальные люди  понимают, что...» или «Ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т. п. Посредством «общей платформы» у человека вызывается чувство уверенности в том, что большинство членов группы, определен­ной социальной общности, в частности, с которой он себя идентифици­рует или мнение которой значимо для него, принимают конкретные цен­ности, идеи, программы, разделяют предлагаемую точку зрения. Апелля­ция ко «всем» учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу и правильность мнения большинства и поэтому, естественно, хотят быть с теми, кто его составляет. Происходит некритическое принятие из­лагаемых в сообщении оценок, точек зрения и т. п. Для иллюстрации ис­пользования некоторых подобных приемов в условиях политической борьбы в современных российских условиях можно привести достаточно характерный пример. Принцип «делайте выводы сами» растворялся в по­токе фактов, которые хотя и имели некую тенденцию, но из-за скорости подачи не поддавались полноценному осмысливанию аудиторией.

Другие приемы.

1. «Осмеяние». При использовании этой техники, осмеянию могут подвергаться как конкретные лица, так и взгляды, идеи, программы, ор­ганизации и их деятельность, различные объединения людей, против ко­торых идет борьба. Выбор объекта осмеяния осуществляется в зависимо­сти от целей и конкретной информационно-коммуникативной ситуации.

Примером телевизионных передач отечественного телевидения, активно использующих данный метод, являются программы «Времена», «К барь­еру». Эффект действия данного приема основывается на том, что при ос­меянии отдельных высказываний и элементов поведения человека к нему инициируется шутливое и несерьезное отношение, что автоматически может распространяться и на другие его высказывания и взгляды. При умелом неоднократном использовании данного приема возможно форми­рование за конкретной личностью имиджа «несерьезного и некомпетент­ного человека», чьи предложения и высказывания не заслуживают вни­мания. Таким образом, данный метод выступает как механизм формиро­вания «программируемых» стереотипов восприятия.

Следует отметить высокую действенность метода «осмеяния», кото­рый может выступать и как техника, и как частная манипулятивная тех­нология. Его высокая эффективность, в частности, связана с влиянием на сферу малоосознаваемых, неосознаваемых и подсознательных психи­ческих явлений, «косвенностью» воздействия, на которое снижена пси­хологическая защита личности. Там, где прямая критика и негативное воздействие блокируются психологическими барьерами, на воздействие в юмористической форме защитные реакции личности резко снижаются.

2.  «Метод отрицательных групп отнесения». Техника пользования этим методом, независимо от содержания взглядов и идей, одинакова. В каждом случае утверждается, что данная совокупность взглядов явля­ется единственно правильной. Все те, кто разделяют эти взгляды, обла­дают какими-то ценными качествами и в определенном плане лучше тех, кто разделяет другие (часто противоположные или принципиально от­личные от пропагандируемых). Например, религиозные люди более чест­ны, отзывчивы и т. д. Так создается положительное отношение к вполне определенной группе людей, якобы обладающих ценными качествами, и отрицательное к противопоставляемой группе, например, принадлежа­щих к какой-либо иной религиозной конфессии и т. п.

3.  «Повторение лозунгов» или «повторение шаблонных фраз». Условием эффективности использования этой техники является, прежде всего «соответствующий лозунг», т. е. относительно краткое высказыва­ние,  сформулированное  таким  образом,  чтобы  привлекать  внимание и воздействовать на воображение и чувства читателя или слушателя. При его конструировании используются психолингвистические процедуры и, в частности, символическая нагрузка фонем в используемых словах. Ло­зунг должен быть приспособлен к особенностям психики той группы лю­дей, на которых собираются воздействовать. Пользование приемом «по­вторения лозунгов» предполагает, что слушатель или читатель не будет задумываться ни над значением отдельных слов, используемых в лозунге, ни над правильностью всей формулировки в целом.

4.    «Эмоциональная подстройка». Эту технику можно определить как способ создания настроения с одновременной передачей определен­ной информации. Настроение вызывается среди группы людей с помо­щью различных средств (соответствующее внешнее окружение, опреде­ленное время суток, освещение, легкие возбуждающие средства, различ­ные театрализованные формы,  музыка,  песни и т. д.).  На этом фоне передается соответствующая информация, но стремятся к тому, чтобы ее не было слишком много. В психологии существует специальный тер­мин - фасцинация, которым обозначают условия повышения эффектив­ности воспринимаемого материала благодаря  использованию сопутствующих фоновых воздействий. Наиболее часто эта техника используется в театрализованных представлениях, игровых и шоу-программах, рели­гиозных (культовых) мероприятиях и т. п.

5.    «Продвижение информации через медиаторов». Данная техника, как показывают исследования, основывается на том, что процесс воспри­ятия значимой информации и, в частности, определенных ценностей, взглядов, идей, оценок имеет зачастую двухступенчатый характер. Это означает,  что эффективное  информационное воздействие на человека часто осуществляется не непосредственно от средств массовой коммуникации, а через значимых для него, авторитетных людей.

Данное явление нашло отражение в модели двухступенчатого потока коммуникации, разработанной в середине 1950-х гг. в США Полем Лазарсфельдом. В предложенной им модели выделенная двухступенчатость масс-коммуникационного процесса учитывается, во-первых, как взаимо­действие между коммуникатором и авторитетами микросоциального уровня, которые обозначаются как «лидеры мнения» или «медиаторы», во-вторых, как взаимодействие лидеров мнений или медиаторов с члена­ми микросоциальных групп.

В качестве медиаторов в различных ситуациях и для разных социаль­ных групп и слоев могут выступать неформальные лидеры, политические деятели, представители религиозных конфессий, деятели культуры, нау­ки, искусства, спортсмены, военные и т. д.

В практике информационно-психологического воздействия СМИ это, в частности, привело, с одной стороны, к тому, что информационно-пропагандистские и рекламные сообщения стали более ориентированны­ми на лидеров микросоциальных групп, а с другой - в них стали исполь­зоваться лица, мнения которых значимы для других. Выбор «кинозвезд» и других популярных лиц для передач рекламно-пропагандистского ха­рактера, участия в избирательных кампаниях обусловлен, прежде всего, тем, что они имеют достаточно широкую аудиторию почитателей, многие из которых не склонны утруждаться оценкой компетентности своих кумиров не только в политических, но и других вопросах, по которым они дают свои оценки или осуществляют рекламное продвижение (например, товаров, которыми сами лично могут и не пользоваться, и т. п.). В каче­стве примера можно привести поездку знаменитого французского кино­актера Алена Делона в Красноярск в 1998 г. для поддержки кандидата в губернаторы края А. Лебедя.

Манипулятивный эффект усиливается за счет вкрапления в развлека­тельные программы, интервью и т. п. прямых или косвенных оценок по­литических лидеров, происходящих событий, что способствует оказанию желаемого влияния на подсознательном уровне психики человека.

6.    «Мнимый выбор». Суть данной техники заключается в том, что слушателям или читателям сообщается несколько разных точек зрения по определенному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которую хотят, чтобы она была принята аудиторией. Для этого обычно используется еще несколько дополнительных приемов.

Во-первых, включение в пропагандистские материалы так называе­мых «двусторонних сообщений», которые содержат аргументы за и про­тив определенной позиции. «Двустороннее сообщение» как бы упрежда­ют аргументы оппонента и при умелой их критике способствуют созда­нию определенного иммунитета против них.

Во-вторых, дозируются положительные и отрицательные элементы. Как мы уже отмечали выше, для того, чтобы положительная оценка вы­глядела более правдоподобной, к характеристике описываемой точки зрения нужно добавить немного критики, а эффективность осуждающей позиции увеличивается в случае присутствия элементов похвалы.

В-третьих, осуществляется подбор фактов усиления или ослабления высказываний. Выводы не входят в текст приведенных сообщений. Их должны сделать те, для кого предназначена информация.

В-четвертых, происходит оперирование сравнительными материала­ми для усиления важности, демонстрации тенденций и масштабности со­бытий, явлений. Все используемые критические замечания, фактические данные, сравнительные материалы при этом подбираются таким образом, чтобы необходимое заключение было достаточно очевидным.

7.    «Инициирование информационной волны». Одной из эффективных техник информационного воздействия на большие группы людей является инициирование вторичной информационной волны. Суть его за­ключается в проведении пропагандистской акции такого характера, что она заставляет осветить ее в ряде средств массовой коммуникации. Воз­можен вариант, когда не содержание самой акции, а ее освещение в веду­щих средствах массовой коммуникации делается таким образом, что это заставляет большое количество средств массовой коммуникации комментировать первоначальные сообщения, тем самым много­кратно усиливая мощность информационно-психологического воздейст­вия. Происходит распространение информационного сообщения в других СМИ, т. е. создается так называемая «первичная» информационная вол­на.  Основная же цель использования этого приема заключается в созда­нии вторичной информационной волны на уровне межличностного общения посредством инициирования соответствующих обсуждений, оценок, комментариев, появления соответствующих слухов. Все это по­зволяет достичь и усилить эффект информационно-психологического воздействия на целевые аудитории. В современной практике мы являемся свидетелями многочисленных форм искусственного привлечения внима­ния к конкретным персонам или событиям, в том числе с помощью скан­далов как способа создания информационных волн. Для представителей искусства - это громогласные заявления об уходе со сцены. Определенная часть лиц, желающих «засветиться» в поли­тике, пытаются спровоцировать любой заметный конфликт с властью пу­тем действия, высказывания, экзотического ритуала или другого способа, который станет более или менее заметным событием.

В качестве примеров активного использования подобных методов можно привести системные действия лидера ЛДПР В. Жириновского (публичные потасовки, скандалы и пр.). Один из малоизвестных ранее в качестве политика кандидат на пост Пре­зидента Казахстана в 1998 г. очень быстро стал узнаваем, когда по при­меру В. Жириновского стал бросаться вазами в прямом эфире, раздавил руками бокал, демонстрируя то, что крови не боится.

Нельзя сказать, что указанные выше способы и приемы позволяют убедить большинство людей в чем угодно. Безусловно, с их помощью можно достичь значительных результатов, особенно если это делается по тщательно спланированной и долговременной программе с привлечением высококвалифицированных компетентных специалистов. Использование манипулятивных приемов, включая комплексное и массированное их применение, имеет значительно меньший эффект в аудитории информи­рованной, с устойчивой системой обоснованных взглядов, а также знаю­щей технику манипулятивного воздействия и обладающей некоторым опытом целенаправленной социально-психологической защиты.

8. Слухи как технология информационного противоборства. Использование данной технологии имеет смысл выделить отдельно так, как она реализуется в результате применения комплекса различных приемов. Существует также ряд предпосылок социально-психологического харак­тера, которые способствуют возникновению и распространению слухов среди людей. Психологические механизмы возникновения и распростра­нения слухов давно привлекают внимание исследователей. Как правило, эффект от использования ложной информации носит кратковременный характер, в основном в тот период, пока пропагандистское воздействие осуществляется в условиях дефицита информации.

Живучесть и восприимчивость к слухам в значительной степени определяется тем, что они является легко доступным способом удовлетво­рения информационных потребностей человека, т. е. потребностей в ин­формации, необходимой для социальной ориентации и организации сво­его поведения. Эмоционально негативные переживания сопровождают человека, если у него нет информации о происходящих событиях, т. е. когда он находится в состоянии своеобразной «информационной неопре­деленности», «информационного дефицита». Вот этот информационный дефицит и помогают нейтрализовать слухи. Таким образом, человек субъективно ощущает себя информированным, но в то же время его по­ведение объективно начинает попадать в определенной степени в зави­симость от конкретных слухов. Психологической основой для возникно­вения слухов является, в частности, искажение информации при устной передаче ее людьми друг другу. Причем, чем длиннее «цепочка», чем большее количество людей участвует в передаче сведений, не подкреп­ленных достоверными данными официальных источников информации, тем значительнее искажаются эти сведения.

Проведенные специалистами эксперименты показали, что характер этих искажений непосредственно связан с имеющимися у людей соци­альными установками, так называемыми преддиспозиционными фактора­ми - человек подсознательно настроен воспринимать в первую очередь именно то, что он ожидает. Кроме этого, искажение также определяется особенностями и механизмами человеческого восприятия и отношений между людьми в процессе общения.

К другим причинам объективного характера, способствующим возникновению и распространению слухов, относятся следующие психологические факторы, способствующие искажению информации при ее передаче «из уст в уста»:

Ø  ограничение оперативной памяти человека, не позволяющее удержать большое количество информации; трудность в подборе точных семантических эквивалентов обозначения предметов и событий, о которых идет речь, а потому происходит постепенная подмена смысла;

Ø  «домысливание» фрагментов отсутствующей информации, когда для придания ей стройности и достоверности приходится додумывать
недостающие детали; отсутствие критичности, что приводит к одностороннему восприятию без уточняющих вопросов в сомнительных деталях получаемой информации. Среди социальных причин, порож­дающих слухи, в первую очередь необходимо выделить отсутствие или дефицит информации по волнующим людей проблемам или со­бытиям, а также недостаточную оперативность, запаздывание в по­даче информации.

Содержанием слухов чаще становится информация, удовлетворяю­щая потребности людей, которые не удовлетворены иными способами. Неудовлетворенность и ожидание удовлетворения выступают в качестве основных мотивов для восприятия и передачи воспринятой информации. По происхождению или источнику возникновения слухи могут быть сти­хийными или умышленно фабрикуемыми и целенаправленно распро­страняемыми.

Система слухов - предназначена для распространения информации
любого толка и создание определенного настроения среди населения. Посредством слухов возможно «запускать» компрометирующие материалы
или самим распространять «темы», снижающие рейтинг оппонента
. Через сеть «слухи» задаются информационные поводы, которые в дальней­шем отыгрываются в СМИ. Например, «Население говорит, что…, а правда ли это?». Существуют и другие формы, но все зависит от слуха и поставленных целей.

Все слухи обсуждаются и получают четкую территориальную при­вязку по распространению и идеологическую направленность.

Основные направления:

Ø  Своевременная отработка реальных информационных поводов;

Ø  Привлечение внимания к определенным людям, событиям;

Ø  Создание   условий   для   опровержения   информационных   нападок со стороны оппонентов;

Ø  Искусственное создание информационных поводов как для защиты, так и для нападения;

Ø  Дискредитация противников.

Распространение слухов:

Ø  Непосредственные места работы;

Ø  Садовые участки, дачи;

Ø  Соседи по дому, знакомые;

Ø  Транспорт;

Ø  Любые мероприятия (фуршеты, презентации, конференции).

 Принцип работы:

Ø  Задается тема «слух»;

Ø  Прописывается сценарий;

Ø  Инструктор и сценарист прорабатывают возможные варианты подачи слуха;

Ø  Обучение методикам подачи слуха;

Ø  Инструктаж по порядку работы с заданным слухом;

Ø  Определение время действия слуха;

Ø  Практическое занятие.

Формы распространения:

Ø  Рассказ одного другому о том, что он где-то слышал или читал (в случае «читал» по заданию указывается издание);

Ø  Обмен мнением о прочитанном «материале» в удобной для нас форме (по необходимости указывают источник);

Ø  Рассказ о том, что я слышал от своего знакомого о…        - указывается тема. (Форма рассказа по секрету. Я первый узнал из достоверных источ­ников, это точно проверено.);

Ø  Доверительная беседа с друзьями и знакомыми и перевод разговора на заданную тему с высказыванием необходимого мнения и ин­формации;

Ø  В беседе с домашними и близкими родственниками - Я ехал и слышал в транспорте, что спорили или говорили о… ................................................. (указывается тема).

Одна из задач распространителей слухов - выявить активных сто­ронников и привлечь их для дальнейшей работы.

Дополнительно под каждый слух прописываются сценарии и формы распространения.

За основу типологии слухов берутся следующие две характеристики: информационная и экспрессивная. Первая характеристика определяет собой объективную степень достоверности, а вторая - общий тип эмо­циональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии людьми, - желание, страх или враждебность.

В соответствии с информационной характеристикой слухи подразде­ляются на четыре основных типа:

Ø  абсолютно недостоверные слухи;

Ø  недостоверные слухи с элементами правдоподобия;

Ø  правдоподобные слухи;

Ø  достоверные слухи с элементами неправдоподобия.

Используя экспрессивную характеристику и вызываемую общую эмоциональную реакцию, слухи подразделяются на следующие типы:

Ø  слухи-желания,  когда распространяемая информация имеет целью
или объективно приводит к разочарованию по поводу несбывшихся в последующем ожиданий и вызывает соответствующую деморали­зацию людей;

Ø  слухи-пугала, распространение которых наиболее эффективно и имеет благоприятную психологическую основу в среде с преобладающими настроениями тревоги, неуверенности и страха и обычно существенно деморализует людей, блокирует реализацию ими своих социальных обязанностей и дезорганизует целесообразную деятельность;

Ø  разобщающие агрессивные слухи, вносящие разлад во взаимоотношения людей, нарушающие привычные социальные связи и органи­зационно-структурные образования подозрительностью и взаимным недоверием, неприязнью и ненавистью к отдельным лицам или группам людей.

По степени влияния на психику людей слухи также подразделяются:

Ø  на будоражащие общественное мнение определенных групп людей, но не вызывающие явно выраженных форм асоциального поведения;

Ø  вызывающие антиобщественное поведение некоторой части определенных социальных групп; разрушающие социальные связи и орга­низационно-управленческие отношения между людьми и выливаю­щиеся в массовые беспорядки, панику и т. п.

9. Провокации как технологии информационного противоборст­ва. Еще в древние времена в борьбе конфликтующими сторонами ис­пользовался прием, в соответствии с которым при отсутствии или не­достаточности событий, которые могут служить нужными информа­ционными поводами, их целенаправленно создавали. Убийство послов, превращение мирных актов протеста в агрессивные массовые беспорядки благодаря действиям внедренных провокаторов, террористические акты с целью посеять панику и ужас, а также многие другие организованные действия. Для организации провокаций и создания информационных по­водов, способствующих пропагандистскому обеспечению дальнейших действий, диктаторы и политические лидеры нередко жертвуют собственными соратниками или используют их, что называется, «в темную», уничтожая или подставляя. В историю XX в., как яркий пример пропа­гандистского обеспечения собственной агрессии, вошла акция немецких фашистов по поджогу рейхстага.

Учитывая сказанное выше, целесообразно ввести в деятельность по выявлению неискренности, манипулятивных приемов общения и де­зинформации несколько «принципов осторожности», использование ко­торых позволяет более объективно подходить к оценке по­лучаемой информации.

1.  Необходимость перепроверки. Обратив внимание на то или иное обстоятельство, свидетельствующее о возможной неискренности, не следует сразу делать однозначные выводы - надо постараться проверить информацию, в достоверности которой усомнились.

2.  Комплексность в оценке наблюдаемых параметров. Увеличить точность в оценке поведения партнера по общению можно, если ориен­тироваться не только, скажем, на содержание его информации, а на все, что можно контролировать в данной ситуации.

3.  Учет контекста ситуации. Обстановка, в которой происходит об­щение, характер обсуждаемых вопросов и другие обстоятельства требуют внесения соответствующих коррективов в характер оценки поведения партнера по общению.

4.  Учет личностных факторов. Ложь человека с выраженными манипулятивными тенденциями труднее поддается расшифровке, чем чело­века не привыкшего к манипулированию другими с помощью искажения информации.   Благодаря  использованию  указанных  принципов   можно снизить влияние собственной установки на обнаружение неискренности. Исследования Р. Крауса показали, что испытуемые, ориентированные на обнаружение лжи, интерпретировали долгую паузу как ложь, а нацелен­ные на правду воспринимали паузу как раздумье и признак правдивости.

Анализ манипулятивных приемов и особенностей поведения лиц, прибегающих ко лжи, как к типичной форме поведения, подводит к более высокому уровню рефлексивной оценки признаков неискренности, что требует дальнейшего изучения данной проблемы. Проведенные ис­следования позволяют убедиться в возможности развития качеств лично­сти, способствующих более точной оценке присутствия неискренности у партнера по общению, что, благодаря соответствующей подготовке, повышает коммуникативную компетентность участников специальных семинаров-тренингов.

Второй уровень информационно-психологического воздействия ма-нипулятивного характера касается использования различных средств и технологий во внутриполитической борьбе, экономической конкурен­ции и деятельности организаций, находящихся в состоянии конфликтного противоборства.

Наконец, третий уровень включает манипулирование людей друг другом в процессе межличностного взаимодействия.

Эконо­мические особенности рынка, прежде всего того, который имеет место в практике современной России и всего постсоветского пространства, бу­квально на глазах внес кардинальные изменения в поведение огромной части населения, подавляющее большинство которого оказалось не гото­во ни психологически, ни морально к жестким правилам выживания по законам западного индивидуализма. Технические достижения XXI в. предоставили качественно новые возможности средствам массовой коммуникации, превращающиеся в руках властвующей элиты в мощный инструмент информационной экспансии. Подлинный плюрализм в средст­вах массовой информации, точно так же как влияние широких масс на информационную политику частных и государственных компаний, в мире явление весьма редкое и скорее является исключением, чем пра­вилом в силу отсутствия подлинной независимости СМИ. Вместе с тем, мир стоит на пороге очередного прорыва в области распространения ин­формации благодаря расширяющимся всемирным сетям кабельного и спутникового вещания, а они, в свою очередь, способствуют появле­нию новых технологий информационно-психологического воздействия.

Не лучшим образом обстоит дело с индивидуальным поведением. Парадоксально, но факт - манипулятивные техники в повседневном и де­ловом взаимодействии становятся все более изощренными и замаскиро­ванными, причем рост благополучия жизни людей не приводит к умень­шению этой тенденции.

Перед человечеством стоит задача борьбы не только с загрязнением окружающей среды. Совершенствование манипулятивных технологий и использование их в практике повседневного общения ведет человечест­во к подрыву собственной сущности как части разумной природы. В силу этих обстоятельств духовная экология должна занять достойное место в системе образования современного человека и воспитании будущего поколения.

3. Пример применения технологий информационного противоборства.

История одной провокации: захват заложников в Греции

15 декабря 2004 г. весь день мировые СМИ, в том числе и ряд рос­сийских СМИ, тиражировали фальшивые сообщения о том, что якобы россияне захватили автобус с заложниками в Греции. К концу дня всем стало ясно, что террористы-то албанские, ранее неоднократно судимые...

Но очевидно, что это была четко спланированная акция информаци­онной войны против России.

Вот последнее вечернее сообщение - 22:45

АФИНЫ, 15 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Сергей Латышев/. Если требуемый албанскими террористами 1 млн. евро не будет получен до 8 утра, когда в Афинах открываются банки, они угрожают взорвать захваченный здесь сегодня утром автобус вместе с остающимися залож­никами. В настоящее время в нем остаются 6 пассажиров. Утром их было 26. Среди освобожденных заложников оказались граждане Болгарии, Аф­ганистана и Албании. В последние часы террористы регулярно освобождали захваченных людей небольшими партиями.

Согласно последней информации, в ходе продолжающихся перегово­ров с властями террористы по-прежнему требуют 1 млн. евро и водителя автобуса. Если эти два требования будут удовлетворены, они обещают от­пустить еще 4 заложников. С оставшимися двумя направятся в аэропорт, чтобы отбыть из страны.

Оба преступника, сообщает полиция, «обыкновенные уголовники», имевшие и в прошлом проблемы с законом. Один из них, по сообщениям, замешан в торговле наркотиками, другой был причастен к делу об убий­стве. На одного из них выписан ордер на арест в Албании.

В связи с ситуацией вокруг захвата заложников премьер-министр Греции Константинос Караманлис перенес на четверг назначенный сего­дня на вторую половину дня визит в Брюссель. Он вылетает туда рано утром. По-видимому, до этого времени власти надеются завершить кри­зис с заложниками.

А вот утреннее сообщение (10:38) информационного агентства Росбалт.

Захватчики автобуса в Греции могут быть русскими.

АФИНЫ, 15 декабря. Захватчиками автобуса в Афинах могут быть российские граждане. Об этом сообщил корреспондент телеканала Skynews (специально выделено). Эта информация более никем не сообщается и не подтверждается.

Напомним, в среду утром в Греции близ Афин был захвачен рейсо­вый пассажирский автобус, в котором находится 24 человека. Преступ­ники - иностранцы, предположительно, жители Албании. Захватчики вооружены карабином и пистолетом. Очевидцы сообщают, что в салоне были слышны выстрелы. Преступники требуют от полиции прислать к ним нового шофера. Прежний водитель сбежал вместе с ключами.

В настоящий момент автобус блокирован полицией в 17 километрах к западу от центра Афин. Также захватчики потребовали пропустить их в афинский аэропорт. «Эхо Москвы» передало, что захватчики требуют самолет в Россию.

1.    Источник информации о российском следе - неназванный корреспондент   американского  телеканала   Skynews.   Этот  телеканал,
кстати, тесно сотрудничает с американскими спецслужбами, Адми­нистрацией и Госдепартаментом США. Именно этот телеканал вел прямые репортажи из Беслана, пытаясь на огромном горе людей сделать сенсации и обвинить власти России в некомпетентности.

2.  Американский комментарий стали тиражировать различные российские радиокомпании.

3.  В итоге была создана мощная антироссийская информационная волна.

4.  Российский МИД пытался противодействовать, но другие ведомства не реагировали на происходящие события.

5.  В очередной раз было продемонстрировано отсутствие в России системы ведения внешнеполитической пропаганды и информационного противодействия.

Существующая в России система взглядов на информационно-психологическое обеспечение при столкновении с реальной действитель­ностью оказалась малоэффективной из-за отсутствия законодательно принятых теоретических основ, специальных подразделений и непрофес­сионализма исполнителей. События в странах СНГ (Грузия, Украина) свидетельствуют об ошибках России при организации эффективного ин­формационного противоборства на стратегическом уровне. Необходимо увеличить внимание российского руководства к информационному про­тивоборству (организационно-управленческие и финансовые меры и т. д.) в условиях ведения глобального информационно-психологического про­тивоборства между ведущими странами мира.

Исторический пример.

Весьма точно сущность организованного информационно-психологи­ческого воздействия на войска и население противника выражена в на­ставлениях древнекитайского философа и военного деятеля Сунь Цзы (VI в. до н. э.). Они сводятся к следующему:

1.  Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника.

2.  Вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия.

3.  Подрывайте  престиж руководства  противника  и  выставляйте  его в нужный момент на позор общественности.

4.  Используйте в этих целях сотрудничество с самыми подлыми и гнус­ными людьми.

5.  Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам страны.

6.  Подстрекайте молодежь против стариков.

7.  Мешайте всеми средствами работе правительства.

8.  Препятствуйте всеми способами нормальному снабжению вражеских войск и поддержанию в них порядка.

9.  Сковывайте волю воинов противника песнями и музыкой.

10. Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов.

11. Посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело
разложения.

12. Будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников. Вообще не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят прекрасные результаты.

И результаты не заставят себя ждать.

К оглавлению курса

На первую страницу