Лекция 2. Элементы политической культуры и ее субъекты

1.      Политическая культура и политическое сознание общества

Политическое сознание является объектом рассмотрения и изучения разных гуманитарных наук. Так, в политической философии оно рассматривается прежде всего как составная часть общественного сознания, обусловленного процессами общественного бытия. Социально-психологический подход к политическому сознанию характеризуется стремлением соединить анализ его общественного содержания и индивидуальных механизмов его функционирования. В политологии политическое сознание понимается как совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров.

Политическое сознание представляет собой осознание сферы и поля политики социальными субъектами (индивидами, группами, классами, общностями). Оно охватывает систему идей, взглядов, убеждений, чувств и настроений субъектов политики, складывающихся в процессе завоевания и осуществления, организации и функционирования власти в рамках определенной политической системы.

Его содержательными компонентами являются ориентации либо на сохранение данной политической системы, либо на ее дестабилизацию и изменение в интересах тех или иных субъектов политики.

По степени отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяют два уровня: теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень политического сознания отличает ориентация на раскрытие законов, управляющих политической жизнью общества; он характерен для деятельности идеологов, сопряженных с выработкой концепций, идей, понятий, и воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах и т.п. Эмпирический уровень политического сознания складывается на почве практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные проявления политической жизнедеятельности общества; они отражаются в наблюдениях, навыках, представлениях субъектов — участников политического процесса.

В современной политической науке существует устойчивая тенденция рассматривать политическое сознание в качестве одной из основных подсистем политической системы общества. Политические режимы через политические институты и организации с помощью политических норм, основываясь на сложившиеся политические отношения, стремятся влиять на политическое поведение граждан. Сферой, в рамках которой политические режимы и их представители — политические элиты — осуществляют свое воздействие на граждан, а также в которой формируется реакция на это воздействие, является политическое сознание.

Политическое сознание есть результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым явлениям (оценки). В нем отражается и оценивается, во-первых, реальная обстановка жизни людей, определяемая различием их места в системе производства, их групповой принадлежностью. В его различных формах находит специфическое выражение характер соответствия между производительными силами и производственными отношениями (конфликт, относительная гармоничность), между различными сферами общества, между господством и подчинением. Во-вторых, в нем проявляется отношение (позитивное — негативное, рациональное — эмоциональное) к государственной власти, способам, формам ее организации и реализации, к политическим партиям и группировкам, проводимой ими политической линии и методам деятельности, к политическим отношениям, политическому сознанию других субъектов политики, другим государствам.

Политическое сознание предстает как осознанное, осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения. Вместе с тем не всякое знание способно стать элементом сознания субъектов: ведь для них необходимо лишь такое знание, которое служит целям преобразования или сохранения структуры наличной политической системы. Возникая вместе с появлением политических институтов, политическое сознание выражает интересы тех или иных социальных слоев. При наличии традиционных институтов (этнических, региональных, религиозных) политическое сознание подвержено их сильному влиянию, оценка с точки зрения политики переплетается с оценкой с позиций защиты интересов клана, племени, религиозной общины, а нередко и вытесняется ею.

На политическое сознание влияют и факторы глобального порядка. Политическое сознание оказывает большое влияние на экономические, правовые, моральные, эстетические воззрения особенно в плане определения их социальной направленности. Вместе с тем политическое сознание испытывает на себе воздействие таких духовных факторов, как господствующий стиль мышления, интеллектуальные традиции и т.д.

Многие элементы политического сознания входят в политическую культуру и в ее составе способствуют реализации политических задач, решаемых обществом, государством. Каналами распространения политического сознания в современных условиях являются, в первую очередь, средства массовой коммуникации, учебные заведения, приобретаемый политический опыт и т.д.

В категориях «политическое сознание» и «политическая культура» описываются близкие или взаимодействующие сферы общественной жизни. Вместе с тем между ними есть определенные отличия.

Прежде всего категория «политическая культура» — более широкое понятие. В отличие от политического сознания она распространяется на все сферы политической жизни общества, характеризует их, включает в себя всю систему политических ценностей и др. В категории «политическая культура» описывается системный объект в адекватной ему системной форме. Целое — политическая культура — берется как взаимосвязанная, взаимозависимая, многоуровневая и одновременно динамичная сложноподчиненная совокупность многих элементов. Категорией «политическая культура» в принципе можно описать, объяснить качественные характеристики всех уровней политической жизни, всех институтов, разновидностей политического поведения, а  «политическое сознание» характеризует только духовную сферу в соответствии с его целевыми подходами. В частности, политическая культура характеризует качество политического сознания (его культуру), характер политического поведения индивидов, групп, наций, а также функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов.

Политическая культура представляет собой:

-          комплексную, аксиологическую характеристику политических знаний, ценностно-политических ориентаций, образцов поведения социальных субъектов в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности;

-          включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его социальных групп, индивидов;

-          уровень их представления о власти и политических отношениях, их способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять в ней политическую позицию, выраженную в конкретных политических и социальных действиях.

Кроме того, политическая культура акцентирует внимание на те проявления политического сознания в поведении субъектов политики, которые фиксируют устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса и тем самым закрепляют наиболее стабильные стороны политической практики.

Политическая культура показывает, что традиции общества, дух его публичных институтов, коллективный разум его членов, а также стиль и действующие кодексы поведения его лидеров и большинства граждан — не просто случайные продукты исторического опыта, а взаимосвязанные части единого целого, образующие невидимую, но реально существующую цепь взаимоотношений, воздействующую на политическую жизнь.

2.      Традиция, опыт, национальный характер, миф и религия в политической культуре

Различные элементы политической культуры обладают неодинаковой степенью устойчивости и функциональной значимости и при этом находятся в определенном соподчинении. Политическая культура является составной частью общественно-исторической почвы, в состав которой входят традиция, национальное наследие, геополитический фактор, исторически сформированная социальная и этническая структура, вероисповедание и т.д.

«Субстрат» политической культуры составляют ее идеологические, социально-политические и  социально-психологические компоненты, определяющиеся общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами и условиями. Именно они характеризуются относительной устойчивостью, имеют тенденцию к воспроизводству. Эти компоненты включают, как правило, ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, составляющих ее институтов и организаций, важнейших правил общественно-политического поведения и деятельности.

К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические нормы поведения, традиции, стереотипы и т.д.

Важное место в развитии и функционировании политической культуры играют устойчивые общекультурные социально-психологические феномены, которые или входят в структуру политической культуры, или соответствующим образом отражаются и преломляются в ней. К ним относятся: традиции, обряды, ритуалы, менталитет, накопленный опыт, стереотипы, мифы, религия и другие факторы.

Политическая традиция — важнейший элемент хранения, воспроизводства, передачи и закрепления социально-политического опыта и политических ценностей, способ реализации устойчивых политических отношений. Целесообразные формы и способы политической деятельности, правила, образцы политического взаимодействия людей, реальные политические отношения, регулярно повторяясь, приобретают традиционный характер. Традиции любой политической культуры — это прежде всего процессы трансляции от поколения к поколению устоявшихся образцов поведения, представлений, идей и одновременно сами эти образцы, представления, идеи.

Содержание традиций составляют политические установки, ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, ритуалы с соответствующей символикой и т.д.

Традиции выступают как наиболее устойчивая, стереотипная часть политической культуры. Они фиксируют накопленный политический опыт в виде формализованных образцов действий и представлений.

Фиксация политически значимых представлений и действий в виде массовых привычек, обычаев, составляющих содержание традиций, сопровождается нередко закреплением случайного, ненужного, ошибочного. Традиции, т.о., несут в себе не только ценный опыт, но и то, что не соответствует изменившимся условиям, что отжило. Наряду с сохраняющимися ценностями для всех времен и поколений существуют и изжившие себя традиции, воспроизводящие устаревшие формы. Оставаясь в силе известной инерции, отставания и консервативности обыденного сознания, такие традиции превращаются в тормоз общественного прогресса.

Традиции политической культуры могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1) по содержанию (образцы поведения, идеи, ценности);

2) по форме существования (устные и письменные);

3) по месту в политическом процессе (традиции политического властвования и традиции политического участия);

4) по функциям (обычаи, обряды, ритуалы).

Традиции выступают той своеобразной силой, которая обладает способностью организовывать сознание и деятельность различных субъектов политики.

Организующая роль традиций обусловлена также социально-психологическим фактором. В них люди видят концентрированную мудрость многих поколений, коллективный практический опыт. Поэтому независимо от того, насколько ценны традиции в конкретных условиях, им доверяют как образцам, обладающим социальной надежностью. Их авторитет и устойчивость придают традициям силу стабилизирующего фактора политической жизни.

Политические обряды наряду с обычаями и политическими праздниками выступают формами реализации традиций политической культуры. Их цель состоит в том, чтобы при помощи символов и символических действий выразить, передать, закрепить традиционные для субъектов политики идеи, идеалы, нормы, вызвать у участников действий определенные чувства, настроения, переживания, создать соответствующую морально-психологическую атмосферу и наглядно-образными средствами отметить важные события политической жизни. К ним относится, например, обрядовое оформление событий национального и государственного значения (манифестации, возложение венков, несение почетного караула, исполнение гимнов, склонение знамени, преклонение колена перед знаменем, чествование политических лидеров и т.д.).

Весьма важными средствами политической культуры являются:

-          ритуал, устанавливающий определенные правила поведения;

-          система политических символов, способствующая четкой ориентации политических действий больших групп людей.

Политический символ — это знак, выполняющий коммуникативную и интегративную функции между индивидами и властью. По сути, политическая культура — это система организованных, символов. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы (демонстрации, митинги) и др.

Политические ритуалы как разновидность обрядов представляют собой исторически сложившиеся или специально установленные канонизированные нормы символических действий, реализация которых почти не допускает каких-либо отклонений и проявлений самодеятельности. К ритуализированным актам относятся, например, вручение верительных грамот, церемонии вступления в должность политических лидеров, принесение присяги и т.д. Система используемых в обрядах символов создает устойчивое отношение к политическим ценностям, опосредуя через них действие общественного мнения на индивидов. При этом все участники обрядов выступают в роли не зрителей, а действующих лиц ритуализированных церемоний.

При анализе политической культуры целесообразно учитывать политический менталитет ее носителей. Ментальность (от англ. mentality, фр. mentalite — «склад ума, мироощущение») представляет собой глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; совокупность устойчивых, распространенных в социальной группе интеллектуально-психологических установок и представлений, выражающих особое, своеобразное видение (осознание) принадлежащими к ней людьми окружающих реалий и ориентирующих социальное поведение индивида; единая, синкретическая форма осознания социальной и политической системы, которая формируется в результате воздействия всех жизненных факторов на массив коллективного сознания и выражает актуальные для данного сообщества ценности.

Ментальность выражает характер, стиль, способ группового мышления, восприятия социальной жизни, влияет на состояние умонастроений и устойчивых ориентации членов социума, характер их отношений, поведение и деятельность. Ментальное осознание не имеет четко выраженных границ; на него могут влиять элементы обыденного, мифологического или религиозного сознания, осмысливающего политические реалии в форме стереотипов, локально-актуальных ценностей. В зависимости от сложившегося менталитета класс, народ, нация и иные общности и группы обладают определенной восприимчивостью к тому или иному типу идеологий, культурных норм, политических ценностей и т.д.

Менталитет обладает способностью оказывать относительно автономное воздействие на социальное поведение соответствующих групп, их представителей. Доминирующий в обществе менталитет обеспечивает политическую преемственность, социальное единство на основе утвердившихся традиций, ценностей и идеалов. В переходных обществах менталитет неустойчив: старые ценностные ориентации разрушаются, новые находятся в стадии становления либо иллюзорны. По мере развития общества и его структур, влияния международных факторов в менталитете происходят соответствующие изменения.

При анализе политической культуры используется понятие «национальный характер» (российский, американский, германский и т.д.). Через свободную аналогию с характером наиболее распространенного в народе типа личности национальный характер можно трактовать как комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и характеристик,  регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. Глубокое проникновение в эту проблему характерно для исследований Н.А. Бердяева. Он одним из первых дал сравнительную характеристику русской и польской души, германского и французского национального характера. «В каждой народной душе, — подчеркивал Н.А Бердяев, — есть свои сильные и свои слабые стороны, свои качества и свои недостатки».

При всем сходстве политической культуры и национального характера между ними есть различия. Первая носит преимущественно социально-психологический характер, второй — в большей степени характерологически-биологический феномен.

Изучение национального характера является существенной предпосылкой для понимания политической культуры любого народа. В целом можно говорить о нескольких основных кругах культуры, предопределяющих политическую культуру общества или оказывающих на нее существенное влияние: мировая культура, регионально-цивилизационная культура, национальная культура, классовая культура. В реальности эти круги выступают как взаимно  обусловливающиеся и пересекающиеся сферы воздействия.

Национальный характер, по мнению известного западного культуролога М. Мид, представляет собой совокупность закономерностей психической организации субъектов данного общества. Он имеет существенное значение в парадигме политической культуры. Причем в основе любого национального характера лежат причины не биологического, расового порядка, а то, что эти субъекты были воспитаны именно в конкретном социуме. Так, специалисты, занимающиеся этой темой, исходят из того, что свойственные конкретному обществу структура семьи (например, доминантная фигура отца), система воспитания и образования, отношение «господство — подчинение» на трудовом месте и т. д. создают определенный тип личности. Подобная личность квалифицируется как «модальная» или «типичная», именно в ней и закреплено главное, из чего состоит национальный характер.

В контексте политической культуры широко используется понятие политической идентичности. Под этим понятием понимается конечный результат процесса идентификации — самоотождествления, самоопределения индивидов в соответствующей (политической) сфере. Как правило, идентификации связаны с главными общественными институтами, и, как следствие, разрушение последних влечет за собой дезориентацию и деидентификацию. Существует несколько уровней и аспектов рассмотрения идентичности. Можно выделить национально-этнический, государственно-территориальный, цивилизационный и другие уровни идентичности, рассматривать ее как ориентацию на культурно-географический ареал распространения социума или явление «радиации культуры» (А. Тойнби). Критериями национальной идентичности выступают язык, культура, образ жизни, особенности поведения, общность обычаев и традиций, наличие этнонимов, государства. Для идентичности в политике критериями являются язык (политический), политическая культура (во всей совокупности составляющих ее элементов), соответствующий этнос (народ, нация, сообщество), государственность и др.

В политической культуре любого общества важную роль играют стереотипы. Понятие «стереотип» было введено в научный оборот известным американским политическим обозревателем У. Липпманом в 1922 г. для обозначения предвзятых представлений, навеянных в основном деятелями массовой культуры. Политический стереотип — это упрощенное, схематическое, ценностно-ориентированное представление о политических реалиях, о том или ином субъекте политики, как правило, эмоционально окрашенное и воспринимающееся без доказательств, в качестве аксиомы, представление. Его отличительные черты: персонификация событий, сильная эмоциональная окрашенность, иррациональность (факты, противоречащие стереотипу, отвергаются), устойчивость. Стереотипы формируют чувство политической идентичности, выполняют идентификационно-интегрирующие, ориентационные и компенсационно-регулирующие функции.

Значение политических стереотипов определяется особенностями их формирования и содержания. Суммарно они отражают состояние общественного сознания, являются выражением коллективных убеждений, частью механизма традиций, несут не столько информацию об объектах, сколько отношение к ним, являются формой идеологического контроля за обществом, корректировкой его жизни. Политические стереотипы существуют во всех обществах, оправдывают себя как удобная форма коммуникации. К ним предрасположено большинство людей, т.к. обычно человек стремится, как правило, к формированию непротиворечивой, ясной и связанной картины социального или политического мира. При фрагментарности, обыденности сознания человек предпочитает легкое и быстрое, стереотипизированное восприятие объекта.

Этому заказу отвечают политические стереотипы с их способностью  упрощенно, обобщенно и недифференцированно характеризовать объект. Они, с одной стороны, экономят интеллектуальные усилия среднего человека при восприятии им сложных социальных объектов, защищают его позиции, ценности, с другой — в политических стереотипах заинтересованы руководители, политики и др. Стереотипы можно использовать в целях политической манипуляции общественным мнением. На языке штампов, ярлыков удобно разговаривать с недифференцированной массой.

Существуют различные точки зрения относительно истинности стереотипов.

Одни исследователи склонны отождествлять их с истиной, другие считают, что в политических стереотипах выражен момент истины, но одновременно та или иная сторона действительности искажена, третьи видят в них совокупность мифических признаков. В целом политические стереотипы устойчивы, ригидны и консервативны. Однако структура их подвижна, способна реагировать на изменения окружающей среды, человека. Политические стереотипы естественны в периоды стабильности. В эпохи перемен, социальных напряженностей, конфликтов они с трудом поддаются управлению. Чем дольше период стабильности, тем устойчивее стереотипы. В период переоценки ценностей старые политические стереотипы разрушаются.

Многие философы и социологи обращают внимание на особую роль религии в процессе становления, функционирования и развития политических систем, на значимость конфессионального элемента в качестве своего рода субкультуры в рамках политической культуры того или иного общества. Соответственно целесообразно учитывать религиозную доминанту (протестантскую, католическую, православную, исламскую, буддийскую, конфуцианскую и т.д.) в политических культурах.

Провозглашая определенные повеления и запреты, религия оказывает влияние на формирование и развитие отдельных личностей, социальных групп, целых сообществ. Мировоззренческая функция религии заключается в том, что она объясняет мир, истолковывая явления, происходящие в природе и обществе; влияет на мировоззрение верующего человека, формируя у него определенное мировосприятие и определенную систему ценностей, давая мотивацию для его поступков. Многие религии стремятся к созданию определенной модели общественно-политической жизни, а тем самым и к созданию определенной идеальной социальной структуры. Сакрализуя нормы и ценности общества, религия может способствовать его стабильности либо, не приемля данные нормы и ценности и ориентируя верующих на их неприятие, его нестабильности.

На рубеже второго и третьего тысячелетия во многих странах мира в связи с быстрыми и глубокими социально-экономическими и иными трансформациями, «разрывами» привычных социальных связей и структур наблюдается возросший интерес, особенно молодежи, к традиционным, в т.ч. религиозным, ценностям, стереотипам, мифам, религиозно-политическим ориентациям. Заметно повышается роль религии как института, отражающего глубинные, матричные ценности и принципы организации общества и в силу этого активно проявляющего свою заинтересованность и участие в его духовной, политической, моральной и этико-трудовой сферах. Религиозные идеи целенаправленно распространяются в массах посредством деятельности многочисленных специализированных религиозных организаций и их служителей.

Во многих странах существуют также политические партии, положившие в основу своей деятельности религиозные идеалы и принципы. В ряде государств Арабского Востока ислам выступает в качестве официальной, государственной религии и, соответственно, идеологии. Для большинства мусульманских стран и мусульман (ислама в целом) изначально характерна неразрывность, слитность религиозных и социально-политических ценностей, хотя их оценки и трактовки в зависимости от подходов к ним могут существенно различаться и вести к острым противоречиям. Кроме того, религиозные ценности воспроизводятся и передаются традицией общественного развития любой страны в процессах социализации каждого нового поколения.

Особую актуальность вопрос о роли религиозной составляющей в политических культурах приобретает тогда, когда речь идет о взаимодействии (или столкновении) различных ценностных систем как внутри отдельных государств, так и в международном диалоге или противодействии, борьбе разных культур и цивилизаций.

Важной для политической культуры точкой отсчета или соотнесения является понятие мифа. Политический миф — это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить представления о различных политических явлениях, структурировать видение коллективного прошлого настоящего и будущего. Среди политических мифов наиболее часто используются темы «золотого века», «заговора», «героя-спасителя», «единства нации» и др. В единичном аспекте мифические убеждения проявляют следующие качества: они опираются на веру, навязываются группой, иррациональны, опираются на общественные авторитеты, трудно поддаются проверке, существенно влияют на политическую жизнь, являются основой для национальной идентичности.

В развитии политического процесса возрастает роль политических норм и правовой культуры. Они фиксируют способы совершения наиболее важных политических действий, функционирования институтов, направленность политического процесса. Юридическая фиксация процедур политической деятельности создает условия для повышения уровня политической культуры членов общества. Она препятствует проявлениям произвола и своевластия в реализации политических решений со стороны политиков и населения.

Политическая культура меняется относительно медленнее, чем общественно-политическое устройство. Диалектика соотношения формы правления, формы государственного устройства и политического режима с политической культурой отличается сложностью связей, тонкими переходами, системой опосредующих звеньев.

Итак, к устойчивым факторам политической культуры можно относить политические ценности, образцы политического поведения и деятельности (нормы и ритуал), сложившиеся политические ориентации людей, политические мифы, стереотипы и символы, проявления национального характера и ментальности в политике; характер и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов, участия в политике, уровень развития социально-политических наук, культуру реализации их достижений, направленность и ценности политической социализации и политический опыт и др.

3.      Субъекты политической культуры

С определенной долей условности субъекты политической культуры можно классифицировать на две группы. Первая - социальные (первичные) субъекты, среди которых в свою очередь выделяют персонифицированные и групповые. Вторая группа субъектов - институциональные (вторичные), то есть организации, объединения, которые создают люди для наиболее эффективной деятельности.

1)      Социальные субъекты.

Первую группу составляют персонифицированные субъекты: отдельные люди; деятели; лидеры; вожди.

Простой человек (или индивид) с присущими ему индивидуальными качествами (биологическими, моральными, профессиональными) является носителем политической культуры, участвуя в политике, реагируя на нее, воспринимая и перерабатывая получаемую информацию, передавая ее другим. Но индивиды, как правило, ограничивают свое участие в политике посещением выборов, изредка каких-либо шествий, митингов. Чаще они обсуждают в кругу друзей или знакомых текущие события. На этом их участие в политике ограничивается. Активным участником, человеком, профессионально занимающимся политикой и властью, является политический деятель.

Для достижения своих целей индивиды объединяются в группы. В такой ситуации неизбежно кто-то должен взять на себя значительно большую меру ответственности за успех группы, чем остальные, повести единомышленников за собой. Такие люди становится лидерами. Они действуют на нескольких уровнях: в рамках малой группы; в рамках общественно-политической организации; в системе властных отношений.

Лидеров классифицируют по многочисленным критериям. Выделяют: формальных и неформальных лидеров (по статусу); демократичных и авторитарных (по стилю руководства); традиционных, харизматичных и рационально-легальных (по типу легитимности власти).

С понятием «лидер» тесно связано понятие «вождь». Иногда эти понятия смешивают. Но вождь, как правило, возглавляет большую группу людей (племя, страну), то есть это общепризнанный руководитель. Иногда вождь понимается как лидер организации или государства, основанного на принципе вождизма (типе властных отношений, основанном на личной преданности носителю власти). Другими словами, в данной традиции происходит отождествление вождя с диктатором. В рамках этого подхода первым видом вождизма была греческая тирания, описанная Аристотелем в его «Политике». К видам вождизма, возникшим в XX в., можно отнести каудилизм в Латинской Америке (давший в первой половине XX в. плеяду ярких личностей: Ж. Варгас, Л. Карденас X. Перрон,), фюреризм в Германии 30-40-х гг. XX в.

Д.В. Ольшанский видит следующие различия между вождем и лидером. Первый, по его мнению, не допускает самостоятельных размышлений своих последователей, которые могут привести к ослаблению его власти. «Лидер, напротив, не может существовать без сознательной поддержки своей программы ведомыми. Он не заинтересован в вытеснении рефлексивных представлений и позитивных знаний — ведь неадекватность возникающего нерефлексивного образа будет служить препятствием в решении практических задач». Вождь опирается на поддержку населением исключительно его личности. Лидер стремится опираться на поддержку его программы. Вождь стремится к тому, чтобы его любили. Лидеру важнее, чтобы его понимали.

Вторую группу социальных субъектов политической культуры составляют групповые акторы. Они условно делятся на квазигруппы и социальные группы.

Квазигруппы - аморфные образования, как правило, существующие временно. В них существует крайне слабая структура, незначительный социальный контроль. Выделяют несколько видов квазигрупп: категория; аудитория; толпа; социальные круги.

Категория - совокупность людей, обладающих определенными чертами. Например, студенты или ветераны. Несмотря на аморфность, представители категории могут по особому проявлять себя в политике (недаром говорят, например, «молодежная субкультура»).

Аудитория - социологи под аудиторией понимают социальную общность людей, главным отличительным признаком которой является одностороннее взаимодействие с носителем информации. Аудитории осуществляют как непосредственное взаимодействие с коммуникатором (например, студенты, слушающие лекцию) так и опосредованное (например, граждане страны, слушающие обращение главы государства по радио, или смотрящие его по телевизору). С одной стороны аудиторию можно считать более объектом политической культуры, нежели субъектом - ведь она возникает как среда, получающая информацию. Однако, восприняв информацию, по-своему переработав и осмыслив ее, члены аудитории передают ее дальше, становясь тем самым субъектами. Выступление главы страны или иного коммуникатора может привести и к активным действиям членов аудитории. Например, выслушав обращение главы государства, люди сами принимают решение, выйти на улицы и поддержать проводимый курс, либо остаться дома. Выходя на улицы, они могут совершать какие-либо действия, встречая при этом противодействие других членов той же аудитории, воспринявших информацию. Тем самым аудитория может превратиться в толпу.

Толпа - «временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом».

Выделяют несколько видов толпы:

-           случайная - например, толпа зевак, наблюдающая за каким- либо происшествием;

-           обусловленная - это как правило, заранее спланированное и обусловленное собрание людей (митинг, шествие, какое-то представление и т.п.);

-           экспрессивная - люди, собирающиеся для получения личного удовольствия;

-           действующая толпа - ее представители переходят к более радикальным действиям, чем участники обусловленной или экспрессивной толпы. Люди, собравшиеся на митинг, разогретые речами ораторов, либо подхлестнутые какими-то другими действиями, могут резко переменить свое поведение. Яркий пример, события в Румынии в декабре 1989 г. Толпа, собранная на площади перед дворцом диктатора, сперва аплодировала речам Н. Чаушеску. Внезапно раздался взрыв, моментально переменивший настроение толпы. Через какие-то минуты люди уже были готовы штурмовать дворец правителя.

Социальные круги - «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». По мнению С.С. Фролова главной отличительной чертой кругов является направленность взаимодействия на обмен информацией. Я. Щепаньский выделил несколько видов кругов.

Контактные круги — это социальные общности людей, постоянно встречающихся в определенных местах. Например, домохозяйки, служанки, посылаемые на рынки за продуктами, крестьяне, встречающиеся на ярмарках или в волостном, уездном центре. Представителями таких кругов могут быть и спортивные болельщики. Регулярно встречаясь в определенных местах, испытывая потребность в обмене информацией, люди обсуждают происходящие события, передают друг другу информацию. Они легко распадаются, однако их члены могут создавать круги в новых местах.

Круги коллег — например, собрания студентов, товарищей по работе, имеют место и круги, создаваемые политиками для обмена информацией. Контакты в данном случае могут быть более личными, приводящими к завязыванию дружеских отношений и к переходу на иной уровень. В таких кругах уже может существовать определенный контроль за взглядами коллег. Член такого круга, не разделяющий взгляды коллег может оказаться в изоляции.

Более сплоченными являются дружеские круги, складывающиеся на основе личной привязанности, симпатии. Такой круг имеет перспективу превратиться в группу, если его члены будут разделять определенную систему ценностей.

Определенную замкнутость имеют статусные социальные круги формирующиеся из членов, имеющих сходные социальные статусы. Вспомним дворянские собрания в России, участники которых обсуждали текущие события, принимали порой какие-либо решения. В Англии представители правящих кругов обмениваются информацией, согласовывают взгляды в рамках многочисленных клубов.

Социальные круги оказывают существенное влияние на возникновение и формирование общественного мнения, они дают индивидам материал для выработки взглядов на обсуждаемые вопросы, чем стимулируют обсуждение накопившихся проблем. Тем самым круги играют существенную роль и в формировании политической культуры общества.

Социальные группы. Под группами как таковыми социологи понимают определенное число лиц (не меньше трех), связанных системой отношений, регулируемых институтами, обладающих определенными общими ценностями и отделенных от других общностей определенным принципом обособления. Можно сказать и по-другому. Это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Таким образом, главными чертами социальных групп будут:

-                    устойчивые социальные взаимосвязи;

-                    развитый социальный контроль;

-                    продолжительность существования;

-                    наличие единой общегрупповой цели или системы ценностей.

Малые социальные группы — под ними исследователи понимают относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Члены таких групп, как правило, хорошо знают друг друга, и здесь развит социальный контроль.

К числу средних социальных групп можно отнести бригаду, политическую клику.

Политическая клика - это неформальное объединение группы политиков стремящихся к захвату государственной власти, или к установлению контроля над ней. В первую очередь клики считаются атрибутом авторитарных режимов. Выделяют два типа клик. Во-первых, это так называемая партнерская клика. Представляет из себя менее устойчивое образование, нежели второй тип. Входящие в нее деятели равны по своим возможностям, статусу. Лидер в такой группе может отсутствовать или играть чисто номинальную роль. Захватив власть, она тут же распадается на враждующие группировки. Во-вторых, это клика вассального типа. Здесь есть свой вождь, с которым остальные члены связаны системой взаимных обязательств. Подобная клика может после захвата власти преобразоваться в клиентелу.

Большие социальные группы. К ним также можно отнести достаточно разнообразные элементы.

Роды или кланы - группы кровных родственников, ведущих свое происхождение от одного предка. Термин «клан» пришел из Шотландии. Часто данные понятия отождествляют. В наше время роды и кланы играют большую роль странах Третьего мира и не только. Очень часто политическая ориентация человека зависит от позиции его рода. Сделать какой-то иной выбор - значит противопоставить себя роду, оказаться изгоем, лишенным поддержки. На такое в традиционных обществах решатся далеко не все. С другой стороны политики, стремясь заручиться поддержкой населения, действуют через старейшин родов.

Племя - более высокая форма социальной организации, охватывающая несколько родов или кланов. Основой создания племен является общность языка, обычаев. В племенах, как и в родах, уже формируются зачатки политической власти, появляются вожди, старейшины. Племена контролируют свои территории и стараются не допустить проникновения туда чужих. В наше время в государствах третьего мира, где ослабевает центральная власть (Афганистан, Сомали, Ирак, Йемен, Ливия и т.п.), территория раскалывается на множество независимых частей, контролируемых, в числе прочих, и племенами.

Этнос - этнос это социальная группа, со своими стереотипами сложившаяся в ходе исторического развития общества, противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам.

Нация - это «политическое сообщество людей, или совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных одним правлением».

Народ (или население) - в широком смысле - все население государства, страны. Очень часто данное понятие отождествляется в современной науке с понятием «нация». Но нужно иметь в виду, что в разные исторические эпохи имели место различные трактовки понятия «народ».

Социальные слои - это некоторые группы людей, более-менее четко отграниченные критериями высокого или низкого общественного положения от других групп по ряду критериев (имущественное состояние, культурный уровень, стиль жизни).

Класс - это совокупность лиц, сходных по профессии, имущественному положению, объему прав, а следовательно, имеющих тождественные профессиональные, имущественные, социальные, правовые интересы. Главная основа и принцип обособления класса, по Я. Щепаньскому, это его место в процессе производства и его экономическое положение. Социальные классы могут также выделяться из других слоев благодаря и своей многочисленности, устойчивости социального положения их представителей. Но следует учитывать, что классы не являются чем-то монолитным. Внутри их могут возникать подчиненные им целевые группы, создаваемые для реализации частичных классовых интересов.

Элита - это социальная группа, обладающая необходимыми политико-управленческими качествами и функциями. В качестве источников доминирования элиты можно выделить признанные обществом компетентность и высокие достижения в политике, личные качества ее представителей, образование, материальное положение, происхождение.

Сама элита характеризуется следующими признаками:

-                    сплоченность;

-                    групповое самосознание;

-                    наличие эзотерических норм поведения и языка;

-                    развитая сеть неформальных коммуникаций.

Элита представляет собой сложное явление, что нашло выражение в различного рода типологиях элиты. По сферам общества можно выделить политическую, экономическую, социальную и культурную элиту.

2) Институциональные субъекты.

Институты - устойчивые явления, образования, учреждения, установления, выступающие по отношению к человеку как некая властная сила. Одной из наиболее распространенных классификаций является деление институтов по сферам общества: экономические, политические, культурные, социальные.

Политический институт - это создаваемое для выполнения определенных политических целей и функций учреждение, имеющее внутреннюю организационную структуру и подчиняющееся установленным правилам и нормам деятельности.

Выделяют несколько групп институтов. Например:

-                    институты - субъекты (государство, партии);

-                    институты-функции (правительство);

-                    институты-нормы (законы).

Основными институтами в политике считаются государство, партии, общественно-политические организации и движения.

В политической науке государство определяется как организация, осуществляющая верховную власть в обществе. Оно занимало и занимает центральную роль в политической системе, фактически организует и регулирует процессы, происходящие в ней. Все субъекты политического процесса признают его ведущую роль, даже несмотря на то, что порой некоторыми идеологами ставится под сомнение его существенная роль в жизни общества. Государство выступает и главным субъектом международных отношений.

Общими признаками государства являются:

-                    отделение публичной власти от населения;

-                    суверенитет;

-                    монополия на легальное, оговоренное законом, применение силы;

-                    исключительное право на издание законов и норм, обязательных для граждан;

-                    взимание налогов и общеобязательных сборов с населения;

-                    построение государства по территориальному принципу.

Партия - в переводе с греческого означает «делю», «разделяю», а в переводе с латинского «часть». Политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении.

Отличительные признаки партий от других политических институтов:

-                    добровольность объединения;

-                    выражение интересов определенной социальной группы;

-                    большая, в отличие от движений, идейная общность;

-                    организационное единство - наличие структуры партии.

В структуру партии могут входить ее лидеры, активисты, рядовые члены и сочувствующие, вооруженные отряды.

Общественно-политические организации и движения — это негосударственные, добровольные, самодеятельные объединения граждан, создаваемые в результате их свободного волеизъявления на основе общности их интересов. Эти объединения имеют ряд общих признаков: добровольность, самодеятельность, общественный (негосударственный) характер, наличие общих интересов и целей. Но участники политических движений не обязательно организованы традиционными формальными отношениями. Для общественных и политических организаций характерна большая организованность. Организации и движения, в отличие от партий, стремятся в основном не к захвату власти, а к влиянию на нее.

Литература

Ирхин Ю.В. Социология культуры: учебник. М.: Экзамен, 2006. С.81-88, 94-97.

Харин А.Н. Введение в политическую культуру: учебное пособие. Киров: Изд-во «Лобань», 2010. С.27-48.

 

К оглавлению курса

На первую страницу