© Н.А.Баранов

Баранов Н.А.  Потенциал государства и эффективность управления // Демократия и управление: Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии. №1 (5). СПб., 2008. С.30-31.

Потенциал государства и эффективность управления

Государственная власть, как правило, является легитимной лишь при условии эффективного управления. Способность государства проводить политические решения в жизнь - важнейшая характеристика любого политического режима. Она определяется потенциалом государства, который Чарльз Тилли определяет как степень вмешательства государственных структур в негосударственные ресурсы, деятельность и межличностные связи, а также в перераспределение материальных ценностей. Американский ученый  отмечает: для государств, обладающих большой силой, «принятие решений государственными агентами столь весомо, что оно обходится без взаимных консультаций и процедур обсуждения правительства с гражданами» [6; 32].

Россию можно отнести к числу стран с высоким потенциалом государства, который, тем не менее, не означает автоматически эффективного государственного управления, препятствием для которого служат признаваемые политическим руководством несоблюдение чиновниками законности, приводящее к коррупции, низкое качество услуг населению, нигилистское правовое сознание. Проведению реформ препятствует бюрократический аппарат, представляющий собой «замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса» [3]. Очевидно, что только эффективная власть способна обеспечить государственный суверенитет и достойную жизнь граждан.

Однако возрастание эффективности власти в России стало результатом введения административных рычагов воздействия, а не повышения подконтрольности власти обществу. Механизмы управления остались забюрократизированными, зачастую не прозрачными, а потому не доступными для влияния на принятие решений со стороны оппозиции и других общественно-политических сил. Сформирован иной механизм ответственности руководителей исполнительной власти разных уровней, который теперь ориентирует их на отчет о своей работе перед федеральным центром, а не перед избирателями.

Потенциал современной России, резко снизившийся в 1990-е гг., неуклонно повышался в начале 2000-х гг. и продолжает повышаться в настоящее время. Однако заслугу в его росте исследователи видят не в действиях государственного аппарата, а в благоприятной мировой экономической конъюнктуре, сложившейся в последние годы.

Потенциал государства может быть использован как для усиления государственного влияния на все сферы жизнедеятельности общества, так и непосредственно для решения злободневных социально-экономических проблем, повышения уровня жизни населения. Он связан как с экономическим и оборонным могуществом, так и с эффективностью управления. Опасной тенденцией при этом является расширение функций власти, которое, исходя из исторического опыта России, «обычно усиливает бюрократизм, отчужденность власти от общества и ее склонность к самоуправству» [2; 15].

В имперский период, утверждает Эмиль Паин,  чиновник служил государю из веры, из страха, по необходимости, будучи экономически зависимым от правителя. Сегодня же, по его мнению, не существует ни одного из элементов, обеспечивающих верное служение чиновника государю, последствием чего стала, по сути, приватизация ими власти в стране. «Способность России хотя бы к простому выживанию, - делает вывод российский ученый - сегодня напрямую зависит от возможности создания в нашей стране действенной системы общественного контроля над чиновничеством – это и есть первоочередная цель национальной, т.е. общественной идеи» [4].

В России ситуация осложняется тем, что произошло переплетение бизнеса и власти: у успешного бизнеса появились административные ресурсы, а у власти – денежная мотивация. Такая тесная взаимосвязь вызвала всплеск коррупции, подрывающий доверие к современной российской власти.

Борьба с коррупцией непосредственно связана с развитием гражданского общества. При налаживании эффективного контроля за властью средствами массовой информации, оппозиционными силами, всеми заинтересованными гражданами благодаря гласности снижается вероятность подкупа чиновников, разворовывания бюджетных средств, что может стать мощным стимулом к сокращению коррупционных ожиданий бюрократического аппарата.  Владимир Рыжков замечает, что «итальянцы справились с коррупцией только тогда, когда это­го потребовало общество, когда самоочистились парламентские фракции, когда войну против мафии повели свободные средства массовой информации» [5; 59].

В данном контексте становится актуальным переход от сложившейся в стране политической практики управляемой демократии к открытой, плюралистичной, восприимчивой системе власти, основанной на демократических институтах. В случае последовательной реализации нового политического курса, связанного с инновационным развитием общества, управляемая демократия, полагает отечественный ученый и общественный деятель Александр Аузан, придет «к своему логическому концу не потому, что она отвратительна, а потому, что она неэффективна» и представляет собой дорогостоящий проект с возрастающими издержками [1; 210-211].

Эти издержки снижают эффективность управления, что негативно влияет на потенциал государства. Для страны, претендующей на статус «великой державы» и одновременно заявляющей о создании комфортной жизни для своих граждан, является принципиально важным поддерживать высокий государственный потенциал, направленный на реализацию планов инновационного развития.

 1. Аузан А.А. Три публичные лекции о гражданском обществе. М., 2006.

2. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2004. №6.

3. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, 25 апреля 2005 г. // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml

4. Российское государство: вчера, сегодня, завтра. Интернет-дискуссия // URL: http://liberal-1.hosting.parking.ru/sitan.asp?Num=625

5. Рыжков В. Парламент, партии и демократия // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.

6. Тилли Ч. Демократия. М., 2007.

К другим статьям

На первую страницу