© Н.А.Баранов

Баранов Н.А. Идеологические приоритеты российских политических партий // Пути развития современной России: новые возможности и ограничения. Сборник тезисов. Всероссийский научно-практический симпозиум с международным участием, 17-20 апреля 2012 г. М.: Институт «Справедливый мир», 2012. С.18-21.

Идеологические приоритеты российских политических партий

В российском политическом пространстве, как показали выборы депутатов Государственной думы и Президента России, происходит дифференциация идеологических предпочтений, причем гораздо более существенная, чем прежде. Тот идеологический дискурс, который предлагают политические партии, не отвечает ожиданиям общества. У граждан возникает потребность в отражении нюансов, характерных для развитых демократических практик. Таких идеологических тонкостей существующая в стране партийно-политическая система предоставить не может. Поэтому в современной России объективно востребована высокая политическая плюрализация, сдерживаемая властью в последнее десятилетие.

Идеологические предпочтения политических субъектов должны коррелировать с потребностями российского общества, которые изменяются в ходе экономических и социально-политических трансформаций. Поэтому в интересах политических партий своевременно агрегировать и артикулировать интересы определенных слоев общества, идеологически концептуализируя представления людей о политической ситуации, встроить эти оценки в общую картину мира, сделав понятными предлагаемые политические изменения. Следует согласиться с точкой зрения А.Кынева и А.Любарева: если процесс образования партии происходит свободным путем, то «с учетом прагматических причин ее первоначального возникновения (облегчения решения частных проблем конкретных граждан через совместные действия с гражданами со схожими проблемами), одним из условий успешной долговременной деятельности должны быть общность взглядов тех, кто вступает в объединение, на ряд тех или иных ценностных позиций»[1].

В современном мире происходят кардинальные перемены в социально-экономической, политической и социокультурной сферах. Эти изменения приводят к значительной корректировке основных ценностей всех основных течений общественно-политической мысли – либерализма, консерватизма, социализма. Изменяется оценка роли государства, научно-технического прогресса, демократии и других важнейших компонентов современного общества, что приводит к перестройке научного понятийно-категориального аппарата. Все три модели общественного развития являются подвижными и динамичными. В зависимости от конкретной исторической ситуации социалистический, консервативный и либеральный сегменты в общей системе общественно-политической мысли могут расширяться или сужаться, проявлять себя изолированно или сближаться, создавая социально-либерально-консервативный синтез. Создается, по сути, пограничное пространство, которое можно представить как зону взаимопроникновения социализма, либерализма и консерватизма. Так, с точки зрения Е.Ясина, в современной России распространены три основных идеологических течения: традиционное, консервативное – национально-государственное; социалистическое – левое, популистско-гуманистическое; либерально-демократическое, у каждого из которых есть множество оттенков и переходных форм[2].

Анализ программ политических партий в преддверии парламентских выборов 2011 года свидетельствует о снижении идеологического противостояния и апелляции к наиболее актуальным общественным потребностям – справедливости, социальным приоритетам, расширению социальных функций государства.

В России нет ни одной политической партии, в программе которой на первом месте стояли бы либеральные ценности. Даже политическая партия «Правое дело»[3], в программе которой утверждается, что она является демократической либеральной партией, среди главных целей партии только одна может быть соотнесена с либеральной - освобождение предпринимательской инициативы и обеспечение экономического роста на новой основе. Остальные цели: повышение качества жизни людей и совершенствование среды обитания; активное развитие систем здравоохранения и образования; совершенствование государственной власти и ограничение произвола бюрократии; утверждение новой роли России в мировом сообществе наций – являются набором общечеловеческих приоритетов с социальной направленностью.

На официальном сайте Российской объединенной демократической партии «Яблоко»[4] указано, что она выступает за социальную рыночную экономику, равенство стартовых возможностей, неприкосновенность частной собственности, за конкуренцию в политике и экономике, укрепление демократических институтов, верховенство закона, правовое государство, контроль граждан за властью. Ее главная цель – мирным конституционным путем построить в России современное правовое демократическое социальное государство, состоящее на службе у граждан и обеспечивающее динамичное развитие страны, что характеризует партию как социально-либеральную.

Либерально-демократическая партия России[5] декларирует идеологию, основанную «на проверенных временем ценностях демократии, либерализма и патриотизма», поясняя, что подразумевается под данными ценностями: «Наша демократия - это свобода без анархии и выборность без давления со стороны партии власти и без использования административного ресурса; наш либерализм - это свободное развитие общества, основанное на уважении к разным мнениям, убеждениям, привычкам, к разным укладам жизни и мышления, но без навязывания того, как нам жить, извне; наш патриотизм - это любовь к России и русскому народу, который создал великое государство и открыл путь в будущее для десятков народов и народностей нашей страны». И в то же самое время – «цель ЛДПР - восстановление статуса России как Великой Державы», что вряд ли ассоциируется с либерально-демократическими ценностями. Более того, стержневой идеей строительства будущей России должна стать общинность, понимаемая как «взаимовыгодный союз свободных людей одной культуры и одного языка, служащий величию Державы и процветанию общества».

О своей однозначной приверженности левым ценностям заявляет КПРФ[6]: «Стратегическая цель партии — построение в России обновленного социализма, социализма XXI века». Партия руководствуется марксистско-ленинским учением, опирается на опыт и достижения отечественной и мировой науки и культуры. Российские коммунисты считают, что принципиальный спор между капитализмом и социализмом, под знаком которого прошло XX столетие, еще не завершен. Под обновленным социализмом КПРФ понимает «свободное от эксплуатации человека человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда; общество высокой производительности труда и эффективности производства, достигаемых на основе научного планирования и управления, применения наукоёмких и ресурсосберегающих технологий; общество подлинного народовластия и развитой духовной культуры, стимулирующее творческую активность личности и самоуправление трудящихся».

Политическая партия «Справедливая Россия»[7] также заявляет, что ее «цель - новый социализм, социализм XXI века», характеризуя его как  «актуальный, демократический и эффективный социализм», полагая, что именно она выражает социалистические ценности, являясь с 2008 года членом Социалистического интернационала.  Под социализмом XXI века понимается «гуманизация социально-экономической жизни общества, обеспечение общественного контроля над использованием природно-ресурсного потенциала планеты, соблюдение прав и свобод граждан, улучшение жизни для нынешних и будущих поколений».

Таким образом, обе партии – КПРФ и «Справедливая Россия» - борются за электорат, ориентированный на социалистические ценности. Причем каждая из партий по-своему представляет социализм XXI века, пытаясь убедить в своей истинности избирателей: первая, основываясь на накопленном опыте коммунистического прошлого, вторая – в большей степени ориентируясь на европейские социалистические ценности, связанные с сочетанием справедливости, свободы и солидарности.

Оригинальную идеологию заявляет политическая партия «Патриоты России»[8], а именно: «российский патриотизм - новая идеология, способная объединить российское общество для достижения общенациональных целей и задач». «Патриоты России» не делят россиян на левых и правых, а стремятся объединить всех граждан страны, «заинтересованных в процветании нашей Родины». Главными ценностями партия объявляет «общенациональные идеалы и приоритеты, имеющие наивысшую значимость для российского общества, государства и подавляющего большинства граждан: человек, семья, государственность, достойный уровень жизни, мир, демократия, свобода». Таким образом, «Патриоты России» отвечают критериям универсальной партии (в другой интерпретации – партии «хватай всех»).

Однако самой деидеологизированной партией предстала «Единая Россия»[9], в предвыборной программе которой вообще не говорится об идеологии, а констатируется: «Единая Россия» – пропрезидентская партия», что свидетельствует об идентификации идеологии президента с партийной идеологией. Правда, единороссы активно участвуют в работе Центра социально-консервативной политики и Российского социально-консервативного союза, а также клуба «4 ноября», ориентирующегося на либерально-консервативные ценности. Однако в программных заявлениях об идеологии партии не упоминается. Цели, которые ставит перед собой партия, как сказано в программном документе, – «это цели, которые разделяет абсолютное большинство российских людей». Партийцы едины в самом главном, о чем они заявляют в предвыборной программе: «мы хотим счастья нашей стране и мы её любим». Такой подход свидетельствует о том, что в предвыборный период политической партией «Единая Россия» взят прагматический курс, ориентированный на самые широкие круги избирателей, что также соответствует критериям универсальной партии. Создание Общероссийского народного фронта для объединения усилий «Единой России» и всех, кто разделяет ее цели и задачи и «готов участвовать в выработке и реализации долгосрочной программы развития государства и общества» является подтверждением попытки широкого охвата избирателей неидеологизированными ценностями.

Анализ основных ценностей, разделяемых российскими политическими партиями свидетельствует о том, что приоритетным направлением развития для России является модель социальной демократии, ориентирующейся на три базовые ценности: свобода, равенство/ справедливость и солидарность[10]. Однако в отличие от  европейского варианта социальной демократии все эти ценности преломляются в российском политическом контексте, исходя из наших национальных особенностей.

 

[1] Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в современной России: Эволюция и деволюция. М., 2011. С.23.

[2] Ясин Е.Г. Приживется ли демократия в России. 2-е изд., расшир. и доп. М., 2012. С.586.

[3] Официальный сайт политической партии «Правое дело». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoedelo.ru/ (дата обращения: 03.03.2012).

[4] Официальный сайт Российской объединенной демократической партии «Яблоко». [Электронный ресурс]. URL: http://www.yabloko.ru/ (дата обращения: 03.03.2012).

[5] Официальный сайт Либерально-демократической партии России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ldpr.ru/# (дата обращения: 03.03.2012).

[6] Официальный сайт Коммунистической партии Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://kprf.ru/ (дата обращения: 03.03.2012).

[7] Официальный сайт политической партии «Справедливая Россия». [Электронный ресурс]. URL: http://www.spravedlivo.ru/ (дата обращения: 03.03.2012).

[8] Официальный сайт политической партии «Патриоты России». [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriot-rus.ru/ (дата обращения: 03.03.2012).

[9] Официальный сайт политической партии «Единая Россия». [Электронный ресурс]. URL: http://er.ru/ (дата обращения: 03.03.2012).

[10] Курс социальной демократии. Часть первая / Т.Гомберт, Ю.Блезиус, К.Крелль, М.Тимпе. М., 2010. С.12.

 

К другим статьям

На первую страницу