Лекция 1. Политика как общественное явление

1.1. Происхождение политики

Исторически термин «политика» стал использоваться в связи с отображением деятельности древнегреческих полисов в отличие от дел семейных и частных.

Политика предполагала коллегиальное решение проблем полиса, главной задачей которой являлось сохранение внутренней целостности.

Принципиальным отличием от прежних методов стало взаимодействие государства и общества, развитие диалога, поиск компромиссов.

Политика:

во-первых, выступала как средство, обесценившее потенциал силовых средств сплочения общества;

во-вторых, позиционировала властный ресурс населения, его право на участие в решении общеколлективных вопросов.

Термин «политика» появился в средневековой Европе в 1256 г. после перевода аристотелевской «Политики» с греческого на латынь.

С развитием государственных учреждений и усилением их влияния на все стороны жизни под политикой все более стали понимать разнообразные взаимоотношения государства и личности, верхов и низов властной пирамиды, осуществление власти вообще, дела государственного управления, отношения с другими государствами и т.д. 

В эпоху Античности появилось представление:

1) о политике как:

¡           общественной деятельности;

¡           коллегиальном принятии решений;

¡           участии всех граждан в жизни полиса;

2) о политиках как людях наиболее образованных, умудренных опытом, толерантных, креативных и предусмотрительных, которые свои лучшие качества направляют на службу своему полису и заботу о его людях.

В то же время на Востоке, например, в Персии, политика понимается как:

1.            власть, данная богом и передаваемая по наследству;

2.            как деяния правителя, проявляющиеся через:

¡           завоевание сопредельных стран;

¡           увеличение собственной территории и военной мощи;

¡           строительство новых крепостей и дворцов, основание городов и храмов, возвышающих правителя над простыми смертными;

¡           выполнение не только царственной воли, но и любой прихоти деспота.

В Средневековье в связи с господством христианской догматики под политикой понимали в первую очередь выполнение библейских и евангельских заповедей, в обеспечении всем христианам верного пути в град Божий, привлечение на сторону истинной веры новых стран и народов.

Церковь Восточной Римской империи – Византии - выдвинула доктрину «симфонии властей», согласно которой высшей духовной и светской властью обладает избираемый император, в лице которого и согласуется политика этих двух видов власти.

Приблизительно так же понимали политику в средневековом мусульманском мире. Здесь халиф (наследственный или избранный) тоже объединял в себе религиозную и светскую власть, а главную задачу видел в соблюдении всеми правоверными заповедей пророка и законов шариата, противостояние раскольникам и сектантам, борьбу за расширение области ислама и укрепление халифата.

В Новое время политика выходит из-под контроля религии и действительно выделяется в самостоятельную область. Первым заявил о разделении политики и христианской морали Никколо Макиавелли.

Завершилось выделение политики в самостоятельную область знания в трудах реформаторов церкви (Лютера, Кальвина, Цвингли) и просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро и др.).

Политика стала рассматриваться не только через деяния правителей, в первую очередь, связанных с войной, а политика – это:

¡           деяния народа под руководством правителей и, в первую очередь, основание государств и городов;

¡           не только внешняя экспансия, а постоянная, напряженная внутренняя борьба между представителями различных политических сил.

Политика стала показателем свершившегося исторического акта, когда правящая элита стала вынуждена обращаться к населению не столько для сохранения своего положения, сколько для повышения эффективности управления обществом.

Это показало новые возможности власти, основанной на авторитете правителей и гражданской лояльности и солидарности.

Политика стала символом возможности осуществления общественной власти без насилия.

В истории политической мысли постепенно сформировалось представление о политике как особой области человеческой деятельности по решению общественных дел с помощью государства, армии, полиции и других государственных и негосударственных (например, партии, политические или религиозные движения) структур.

Эти представления включали политику:

¡           аристократическую и охлократическую;

¡           олигархическую и демократическую;

¡           тираническую и деспотическую;

¡           республиканскую и имперскую;

¡           справедливую и несправедливую;

¡           внутреннюю и внешнюю;

¡           светскую и религиозную;

¡           мирную и военную;

¡           элитарную и народную;

¡           личностей и политику масс.

В истории политической мысли имели место три основных периода, давших три разных подхода к трактовке политики:

¡           религиозно-мифологический, когда политика трактовалась как проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых. Характерными для такой политики являются представления Гомера. В «Илиаде» и «Одиссее» все дела сначала решают боги олимпийские, а затем правители, герои и простые люди действуют в соответствии с этими решениями;

¡           философско-этический, когда под политикой понималась, деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Деятельность законодателей по составлению конституций и исполнителей, управляющих государственными делами на основе этих законов должна была соответствовать этой идее;

¡           научно-рационалистический, когда началось выделение политической науки в самостоятельную отрасль знания. Большинство современных теоретиков считают началом этого этапа труды Макиавелли.

1.2. Современные представления о политике

 

Современные представления о политике связаны не только с государством, но и с негосударственными институтами – гражданским обществом, местным самоуправлением, СМИ.

На стыке гражданского общества и государства проявляется публичная политика.

Важную роль в политике играют также межгосударственные объединения, неправительственные международные организации.

Области политики:

¡           государственная (официальная) политика;

¡           публичная политика;

¡           политика общественных организаций и политических партий (гражданская политика).

Особенности публичной политики:

¡           ведется открыто и гласно и обязательно освещается в средствах массовой информации;

¡           в публичной политике участвуют профессиональные политики, государственные чиновники, представители общественных организаций и политических партий, научное и экспертное сообщества;

¡           к публичной политике относятся проблемы, обсуждаемые дома, на работе, на отдыхе, в общественных заведениях, специальных дискуссионных клубах;

¡           публичная политика оказывает воздействие на официальную (государственную) политику, на решение острых проблем, принятие важных решений волнующих общество.

Представления современных политологов о сущности политического:

¡           принуждение или порядок, поддерживаемый путем применения или угрозы применения насилия (М.Вебер);

¡           распределение полномочий и ресурсов: кто, что получает, когда и как (Г.Лассуэлл);

¡           завоевание и осуществление власти (М.Дюверже);

¡           властное распределение ценностей внутри общества (Д.Истон);

¡           процесс управления обществом (А.Ранни);

¡           процесс регулирования и предотвращения конфликтов и социальных взрывов (Д.Ниммо);

¡           искусство государственного управления (Э.Хейвуд).

В современной политической теории существует много определений политики. Политологи их дифференцируют по группам:

¡           социологические и экономические дефиниции определяют политику через борьбу социальных групп и такие общественные явления, как экономику и рынок, мораль, культуру, религию;

¡           стратификационные и правовые определения трактуют политику как соперничество классов и наций или групп интересов, выводят политику из права и естественных прав человека;

¡           этические (нормативные, ценностные) трактовки понимают политику как деятельность, направленную на достижение общего блага;

¡           субстанциальные дефиниции определяют политику как действия, направленные на обретение, удержание и использование власти;

¡           институциональные и антропологические определения характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается власть;

¡           конфликтно-консенсусные дефиниции определяют политику через соотношение борьбы и согласия в обществе;

¡           деятельностные, телеологические и системные трактовки определяют политику как вид человеческой активности по эффективному достижению коллективных целей, по управлению обществом, как систему имеющую цель и аппарат принятия решений.

Таким образом, можно дать следующие определения политики:

¡           это устройство и управление обществом различными методами, вплоть до насилия;

¡           это соотношение социальных сил и борьба за власть и ее осуществление;

¡           это взаимоотношения больших групп людей, опосредованных государственными институтами управления;

¡           это определение правил политической игры, сочетание интересов общества и личности, защита страны и обеспечение прав человека;

¡           это решение глобальных международных, демографических и других проблем;

¡           это управление обществом.

В английском языке существуют три термина обозначающие три стороны политики:

¡           policy [polisi] — политика, линия проведения, политический курс;

¡           роlity [ро1iti] — политические институты, государственное устройство, государство;

¡           роlitics [роlitics] — политика, политические убеждения, политическая наука.

В англо-американской традиции принято различать политические установления, политику как форму; политический процесс, динамику политики; политику как теорию, науку, убеждения, т. е. внутреннее содержание политики.

Парадигмы современной политики (парадигма - теория, модель, взятая в качестве образца решения задач):

¡           теологическая – рассматривает политику как явление сверхъестественного происхождения;

¡           натуралистическая – толкование политики как части природы;

¡           социоцентристская – утверждает происхождение политики как общественного явления.

Парадигмы, основанные на идеологических предпочтениях:

¡           левая парадигма политики имеет ярко выраженную социальную направленность, связанную с перераспределением произведенного продукта в целях достижения социальной справедливости;

¡           правая парадигма - предельно национальна и замкнута рамками нации: на первый план выдвигаются не социальные, а национальные проблемы;

¡           центристская парадигма политики занимает промежуточное место между двумя предыдущими.

Дилемму «личность – общество» она решает в нахождении равновесия между правами человека и его обязанностями по отношению к государству и обществу.

Дилемму «свобода – равенство» она пытается решить в поиске оптимального соотношения между этими категориями: каждый может чувствовать себя свободным в выборе образа и стиля жизни, в принятии жизненно важных решений, но его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.

По технологии осуществления различают два вида политики:

¡           Умеренную, выступающую за соблюдение всех демократических процедур, терпимости к другому мнению, инакомыслию. Характеризуется центростремительным вектором, поэтому близка к чертам центристской политики.

¡           Радикальную, характеризующуюся направленностью как в левую, так и в правую стороны от центра политической оси, а также центробежностью. Основные ее характеристики: проявления крайностей, максимализма, нетерпимости, агрессивности, заявление об исключительности, привилегиях для определенной расы, нации, религии, класса.

1.3. Структура и функции политики

Современная политика многоуровнева. Уровни политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики.

1.      Внутренняя политика обычно подразделяется на:

¡     федеральную (в федеративных государствах) или национальную (в унитарных государствах);

¡     региональную, под которой понимается политика в регионах и для регионов, проводимой центральной властью данной страны;

¡     локальную, которая включает политические мероприятия местной власти и мероприятия местного самоуправления.

2.      Внешняя политика имеет:

¡     глобальный или всемирный уровень;

¡     континентальный уровень;

¡     региональный уровень (речь идет о регионах международной политики, таких, например как Юго-Восточная Азия, Восточная Европа, арабский мир, страны черной Африки и т.д.);

¡     местный или локальный уровень международной политики, который определяет отношения двух или нескольких рядом расположенных стран.

По сферам охвата политика может подразделяться на:

¡           экономическую, включающую такие субсферы, как финансовая, сырьевая, энергетическая, производственная, транспортная, торговая и другие виды политики в экономической сфере;

¡           социальную, включающую политику в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, заработной платы и т.д.;

¡           культурную, которая подразделяется на политику в области музейного дела, театра, литературы, музыки, кинематографии, спорта, развития и продвижения в мире языка и культурных достижений данной нации.

Современная политика может подразделяться по:

¡           возрастным группам и возрастным проблемам людей - молодежная политика, политика по отношению к детям и детству, политика по отношению к пожилым людям.

¡           социальным группам - политика по отношению к государственным служащим, военнослужащим, инвалидам, жителям села, отдаленных территорий;

¡           отношению к нации - национальная или этническая политика, защищающая интересы национальностей, малых этносов, коренных жителей.

В современном обществе политика выполняет следующие общие функции:

¡           структурирование общества в группы интересов по политическим установкам, ориентациям, идеалам и интересам;

¡           выражение этих идеалов и интересов через общественно-политические структуры - политические партии, лоббистские группы, общественные организации;

¡           согласование интересов самых различных социальных групп и общественно-политических группировок, нахождение консенсуса через систему выборов, референдумов, мероприятий различных политических сил;

¡           разрешение конфликтов, придание их протеканию более рационального и уравновешенного характера;

¡           корректировка политического процесса, придание всей общественно-политической жизни стабильности и предсказуемости;

¡           предложение обществу через государственные, общественно-политические, общественные структуры целей, проектов, программ развития и т.д.;

¡           создание через систему налогов и сборов государственного бюджета для решения проблем, стоящих перед обществом;

¡           обсуждение и принятие необходимых обществу разумных законов;

¡           распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения;

¡           управление через бюджетные средства социально-экономическим развитием общества, корректировка экономических, социальных, культурных процессов;

¡           обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства и интеграции общества;

¡           политическая социализация членов общества, приобщение их к политическим идеалам и интересам как отдельных социальных групп, так и общества в целом;

¡           обеспечение политической коммуникации между конфликтующими группами, между гражданским обществом и государством, между государством и личностью.

Частные функции политики формируются при взаимодействии политической сферы с другими сферами общества:

¡           экономической;

¡           социальной;

¡           культурной,

а также с субсферами:

¡           демографической;

¡           этнической;

¡           религиозной;

¡           спорта, туризма, развлечений и т.д.

1.4.           Свойства политики

Взаимодействуя с другими сферами и субсферами общества, политика проявляет свои характеристики, специфические черты или свойства.

1.            Свойство инклюзивности, то есть способность проникать во все сферы общества, воздействовать на все социально-политические и экономические институты и процессы, доходить до каждого члена общества.

Политика интегрирует общество, объединяя и направляя его на достижение общественно значимых целей; с помощью свойства инклюзивности политика способствует участию граждан в политической жизни.

2.            Свойство неравновесности.

Политическая сфера представляет собой поле борьбы разнородных политических сил, представляющих собой различные социальные идеалы и интересы. В каждый момент борьбы каждая из этих сил стремится нарушить равновесие в свою пользу. Так как силы не только разнородны, но и разнонаправлены, то равновесие постоянно колеблется. Такое колебание результирующей силы политики около положения равновесия и означает ее свойство неравновесности.

3.            В современных демократиях, в которых власть периодически сменяема, политика приобрела циклический характер. Каждый политический цикл состоит из следующих периодов:

¡     предвыборная кампания, в которой политика приобретает наиболее активный и непредсказуемый характер;

¡     период выборов, подсчета голосов, составления коалиций и формирования нового правительства. Это тоже довольно бурный, но непродолжительный период политики;

¡     период реализации предвыборных программ. Наиболее длительный период, во время которого активно работают правительственные структуры, а их политические противники, СМИ, гражданское общество держат правительство и правящую коалицию под огнем критики.

4.            Венчурный характер политики означает наличие у этого вида деятельности довольно больших рисков.

Политические программы обычно составляются на пределе возможных обещаний. Некоторые популистские партии предлагают обществу программы даже сверх этого предела. Но даже реалистические и сбалансированные программы полностью выполнить сложно ввиду определенной хаотичности и стихийности рыночной экономики, непредсказуемости симпатий и антипатий избирателей к тому или иному лидеру.

5.            Политика имеет рациональную и иррациональную стороны.

Если рассмотреть ее по периодам цикличности, то наиболее иррациональна политика в период предвыборной кампании, наиболее рациональна политика в период реализации предвыборных программ.

Если дифференцировать ее на политику верхов и политику низов общества, то, очевидно, в верхах, особенно во властных органах, облеченных ответственностью, политика более рациональна, чем в низах общества, где есть больше возможностей для проявления политических эмоций, чувств, интуиции.

6.            Политика, как и другие сферы общества и человеческой деятельности обладает пространственными свойствами, то есть связана с определенным физическим, географическим пространством.

Действительно, одна и та же политика, в одной и той же стране, но в разных ее географических регионах дает порой совершенно различные результаты. Климат, рельеф местности, наличие или отсутствие реки или моря, запросы местного населения, религиозные особенности и т.д. часто создают неповторимый политический ландшафт.

7.            Временные (темпоральные) свойства политики - реальные политические процессы осуществляются сразу в нескольких временных диапазонах:

¡           в рамках реального времени. Здесь политические события воспринимаются как актуальные, соответствующие современным реалиям;

¡           в рамках исторического времени. В этих координатах воспринимаются только значимые политические события, которые, по мнению современников, войдут в историю;

¡           в рамках эпохального времени воспринимаются только выдающиеся события, например, запуск первого человека в космос или распад СССР.

8.            Статические и динамические свойства политики.

К статическим свойствам политики следует отнести ее неизменные или слабоменяющиеся во времени характеристики, такие как свойства национального характера, конституционные установления, политическая система, характеристики политической культуры.

Динамические свойства политики включают в себя характеристики избирательных кампаний, политических режимов, политических призывов и лозунгов, политических эмоций по поводу тех или иных быстропроходящих политических процессов. 

Основная литература:

Мухаев Р.Т. Теория политики. М., 2005.

Политология: учеб. / Под ред. А.Ю.Мельвиля. М., 2004.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2005.

Теория политики / Под ред. Б.А.Исаева. СПб.: Питер, 2008.

Хейвуд, Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005.С.2-27. 

К оглавлению курса

На первую страницу