Лекция 2. Теория политики и методы ее исследования

2.1. Политическая наука как отдельная отрасль знания

Выделение политической науки в отдельную отрасль знания произошло в XIX веке, когда в развитых странах (Великобритания, Франция, США) шел процесс расширения участия людей в политике.

Чтобы стать наукой необходимо было завершить институционализацию.

Первые специализированные кафедры политической науки были открыты в Нидерландах, Швеции и еще ряде стран Европы в начале XVII в.

Этот период называют «предполитологией».

На переход к современной институциональной политической науки повлияли три фактора:

1.      Самоопределение сферы политики.

Никколо Макиавелли (1469-1527) - отделил политику от морали.

Адам Смит («Исследования о природе и причинах богатства наций», 1776) четко разграничил области экономики и политики.

Георг Гегель (1770-1831) - создание теории государства и разграничения его с гражданским обществом.

2.      Возникновение администрации Нового времени и административного персонала государства.

Быстрое развитие национальных государств, разрастание их функций требовало численного увеличения специально подготовленных чиновников.

В XVIII в. в Пруссии возникла Школа «камералистов», то есть государственных чиновников, заложившая основы немецкой юриспруденции. Там обучали административному праву, правоведению, политической теории, финансовой науке, истории политических институтов, политической экономии и статистике.

3.      Придание светского характера и демократизация политики.

Возросла роль публичных дискуссий.

Причины:

o     рост государственных структур и развитие их диалога с нарождающимся гражданским обществом;

o     численный рост электората.

В политической науке появились исследования:

o     о роли конституции в функционировании государства;

o     о роли и позиции гражданина в отношении политических институтов и государства;

o     о расширении роли демократических институтов и процедур в политической жизни.

Политическая наука как университетская учебная дисциплина (вторая половина XIX в.):

1857 г. - создана кафедра истории и политической науки в Колумбийском колледже (Нью-Йорк, США).

1871 г. во Франции создается первое учебное заведение для изучения исключительно политической теории - Свободная школа политических наук (Париж).

1875 г. в Италии возникает Школа социальных наук «Чезаре Альфиери» (Флоренция).

1880 г. на базе нью-йоркской кафедры истории и политической науки создается Школа политических наук при Колумбийском университете.

1895 г. - создается Лондонская школа экономики и политических наук.

В 1880-е гг. началось издание специализированных теоретических журналов для политологов:

o     «Ежегодник социальных и политических наук» («Rannegna di Scienze Sociali e Politiche») с 1883г. - во Флоренции;

o     «Ежеквартальник политической науки» («Political Science Quaterly») с 1886 г. в Нью-Йорке;

o     «Анналы свободной школы политических наук» (Annales de l`Ecole libre des Science politiques») с 1886 г. в Париже.

К 1890-м годам многие американские и европейские колледжи и университеты создали кафедры и отделения политических наук, на которых:

o     шло обучение студентов;

o     шла подготовка научно-исследовательских и научно-педагогических кадров.

На рубеже XIX - XX вв. появляются самостоятельные политологические исследования и начинается формирование национальных политологических школ.

Британская школа политической науки

отличалась от континентальных национальных школ:

o     приверженностью своим политическим традициям;

o     парламентской форме правления;

o     исследованиям бипартийных систем;

o     культурной и научной близостью к формирующейся американской школе;

o     апологетикой (восхвалением) и критикой колониализма Британской имперской системы;

o     стратегией морской силы в отличие силы сухопутной. 

Наиболее известные труды представителей этой школы:

o     Джеймса Брайса «Американская республика» (1898) и «Современные демократии» (1921);

o     Джона Гобсона «Империализм» (1902);

o     Сиднея Лоу «Государственный строй в Англии» (1910);

o     Херлуфа Маккиндера «Географическая ось истории» (1904) и «Демократические идеалы и реальность» (1919);

o     Гарольда Ласки «Грамматика политики» (1925).

Французская школа политологии. Становление происходило на фоне:

o     всемирного противостояния французской и британской колониальных империй;

o     борьбы за лидерство и геополитическое пространство между Францией и Германией на европейском континенте.

В отличие от британских и американских ученых французские политологи не были строгими приверженцами морских стратегий и тяготели к стратегиям континентальным.

Французские политологи уделяли много внимания исследованию:

o     государства и его институтов;

o     нарождавшихся политических партий;

o     расширения участия граждан в избирательном процессе и вообще в политической жизни.

Именно во Франции влияние философии и социологии на становления политической науки проявлялось более всего.

Наиболее известные труды:

o     Эскира де Парье «Принципы политической науки» (1870);

o     Эдмона Шевриера «Элементы политической науки» (1871);

o     Эмиля Аколя «Философия политической науки» (1877).

Немецкая школа политологии становилась на фоне:

o     быстрого роста экономического и военного могущества Германии;

o     роста уровня жизни и политического участия граждан в условиях ограниченной демократии;

o     функционирования бюрократического государства и олигархических партий.

Сильной стороной германской политической науки было:

o     всестороннее исследование государства, роли в обществе его институтов, в том числе бюрократии,

o     а также геополитические исследования.

С точки зрения институционализации важным было создание:

o     во Франкфурте «Института социальных исследований» (1923), на базе которого возникла Франкфуртская школа (по отношению к германской национальной школе – субшкола),

o     Мюнхенского института геополитики (1933) во главе с Карлом Хаусхофером.

Характерные работы германской школы политологии:

o     Франц Оппенгеймер «Государство» (1909);

o     Георг Еллинек «Всеобщее учение о государстве» (до 1914);

o     Ганс Кельзен «Всеобщее учение о государстве» (1925),;

o     Макс Вебер «Национальное государство и народнохозяйственная политика (1895), «Избирательное право и демократия в Германии» (1917), «К политической критике чиновничества» (1918), «Политика как призвание и профессия» (1919);

o     Фридрих Ратцель «Политическая география» (1898), «О законах пространственного роста государств» (1901);

o     Роберт Михельс «Социология политической партии в условиях демократии» (1911).

Итальянскую школу политологии отличало:

o     с одной стороны углубленный интерес к укреплению национального государства и к повышению его международного статуса;

o     с другой – исследования причин неравенства классов и элитарного характера правящей верхушки.

Известные политологи итальянской школы:

o     Доменико Цаникелли («Вопросы конституционного правления и политики» (1887);

o     Вильфредо Парето («Трактат по общей социологии» (1916);

o     Гаэтано Моска («О теории управления и парламентском правлении» (1884), «Правящий класс» (1896);

o     Антонио Грамши («Тюремные тетради» (1929-1935), «Письма из тюрьмы» (1947) .

Американская школа политической науки проявляла повышенный интерес к исследованиям:

o     государства и его усложняющихся функций;

o     политических партий, групп давления;

o     участия граждан в политике в условиях демократической республики;

o     прикладного характера.

Становление до 1929 г. происходило в условиях:

o     определенной международной самоизоляции;

o     отказа от борьбы за создание колониальной империи;

o     демократизации общества;

o     расширения и углубления политического процесса.

В 1889 г. была создана Американская академия политической и социальной науки, а в 1903 г. политологи объединились в Американскую ассоциацию политических наук.

Характерными для того периода являются работы:

o     Джона Берджеса «Политическая наука и сравнительное конституционное право» (1890);

o     Дуайта Вулси «Политическая наука» (1878);

o     Уильяма Уиллоуби «Изучение природы государства» (1896);

o     Генри Форда «Возникновение и рост американских партий» (1898);

o     Эдгара Робинсона «Эволюция американских политических партий» (1924);

o     Чарльза Мерриама «История американских политических теорий» (1903);

o     Чарльза Мерриама и Джеймса Госнелла «Отказ от голосования: причины и методы контроля» (1924);

o     Вудро Вильсона «Государство» (1889);

o     Эббота Лоуэлла «Правительство и политические партии в государствах Западной Европы» (1896).

2.2. Политическая наука в России

В России политические исследования появились в конце XIX в. Но они велись в рамках других наук:

o     философии (работы Н.А.Бердяева, С.Н.Трубецкого, И.А.Ильина);

o     права (Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов);

o     истории (П.Н.Милюков, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, В.А.Бутенко);

o     социологии (А.И.Стронин, П.А.Сорокин, М.М.Ковалевский);

o     географии (В.П.Семенов-Тян-Шанский, Д.А.Милютин).

В царское время (до 1917 г.) институционализации русской политологии мешало непризнание ее в качестве науки царским режимом, не разрешавшим читать курсы и создавать кафедры и отделения политической науки в императорских университетах.

Российские ученые, работающие в области политики:

o     Чичерин Борис Николаевич («История политических учений» в 5 т., 1869-1902 гг., «Собственность и государство» в 2 т., 1882-1883 гг., «Курс государственной науки» в 3 т., 1894-1898 гг.);

o     Стронин Александр Иванович («Политика как наука» 1872 г.);

o     Гамбаров Юрий Степанович («Общественный интерес в гражданском праве», 1879 г. , «Политические партии в их прошлом и настоящем», 1904 г., «Свобода и ее гарантии», 1910 г., «Государственный строй и политические партии в Западной Европе и Северо-Американских Соединенных Штатах», 1910 г.);

o     Ковалевский Максим Максимович («Происхождение современной демократии» в 3 тт. 1895-1897 гг., «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» в 3 тт., 1906г., «История политических учреждений Нового времени» 1909-1910 гг.),

o     Хвостов Вениамин Михайлович («Общественное мнение и политические партии» 1906 г.),

o     Острогорский Моисей Яковлевич («Демократия и политические партии», 1898).

Первые русские политологи изучали вопросы:

o     государственного строительства и парламентаризма,

o     развития демократии и общественного мнения,

o     роли политических партий.

Не имея собственных примеров функционирования некоторых институтов и организаций, русские политологи обращались к опыту передовых стран, выезжали за границу, перенимали знания и опыт, проводили совместные исследования.

Тем не менее, институционализация политической науки в царской России не была завершена и русская школа политологии не сложилась.

В советское время (после 1917 г.) лишь отдельные темы развивались в рамках:

o     научного коммунизма («История политических и правовых учений»);

o     истории;

o     права («Государственное право»);

o     географии («Регионоведение», «Страноведение»);

o     международных отношений.

В 1955 г. советские ученые были представлены в Международной ассоциации политической науки (МАПН), созданной под эгидой ЮНЕСКО в 1949 г.

В декабре 1960 г. была создана Советская ассоциация политических (государствоведческих) наук (САПН), ставшая членом МАПН в 1961 г.

Первым президентом САПН был избран Георгий Хосроевич Шахназаров (1924-2001).

В условиях подконтрольности общественных наук властям «де-факто» политология могла исследовать лишь объекты либо географически и исторически удаленные, либо предлагаемые властью.

Институционализация политологии в России началась в конце 1980-х гг.

25 января 1989 г. был издан приказ ВАК при СМ СССР о принятии новой номенклатуры научных специальностей, в которую вошли «политические науки».

В 1990 г. стали создаваться кафедры политологии в вузах, преподаваться новая учебная дисциплина «Политология» и приниматься к защите диссертации по соответствующей тематике.

Институционализация политологии, как и многого в политической сфере российского общества (парламента, прав и свобод человека, политических партий, выборов, демократии) носила разрешительно-предписательный, а не естественный потребностно-явочный характер.

Таким образом, в становлении и институционализации политологии в России отмечаются три этапа:

1.      Этап зарождения политической науки в царской России (с конца XIX в. до 1917 г.).

Подданные империи не имели завершенной демократической политической системы – предмета исследования политологов, поэтому политические исследования не имели систематического характера и часто посвящались зарубежным конституциям, государствам, партиям. Кроме того, не было возможности создания кафедр, факультетов, научных центров, сообществ политологов. На этом этапе политология в России не была институционализирована;

2.      Этап «теневого» существования политической науки в советской России (1917 – 1989 гг.). Политология не развивалось потому, что ее выводы априори не устраивали власть. Невозможны были не только единичные исследования, но и сам факт признания кого-либо политологом. Тем не менее, политологические исследования имели место в рамках других наук и институциализация, хоть и случайным образом шла (создание САПН, вступление ее в МАПН);

3.      Этап институционализации политологии в демократической России (с 1989 по н.в.).

Осенью 1990 г. в ВАК был создан первый экспертный совет по политическим наукам, состоявший из 26 ученых: Бурлацкого Ф.М., Галкина А.А., Загладина Н.В., Лукина В.П., Федосеева А.А. и др.

Первые защиты по политическим наукам состоялись также в 1990 г. в диссертационном совете под председательством Ф.М.Бурлацкого (защитили докторские диссертации И.Г.Тюлин, Д.В.Ольшанский, Н.В.Жданов).

Первая кафедра политологии появилась в Ленинградском госуниверситете в 1989 г. (зав. кафедрой проф. Федосеев А.А.).

В 1991 г. во многих вузах страны открылись кафедры политологии и стала преподаваться учебная дисциплина под названием «Политология».

В январе 1991 г. появился журнал «Политические исследования».

Проблемы, которая решала российская политическая наука в период своего становления:

o     Подготовка кадров профессиональных политологов;

o     Формирование зачатков политологических школ, центров;

o     Поиск и формирование собственной национальной основы политической науки и политологии как учебного предмета;

o     Развитие теории общей политологии и конкретных направлений прикладной политологии;

o     Развитие научных и учебных контактов с зарубежными школами и центрами политической науки;

o     Укрепление связей политической науки и политической практики.

В 1998 г. прошел I Всероссийский конгресс политологов (в это время в стране насчитывалось 2,5 тыс. политологов, в 2004 г. – около 3 тыс. чел.).

В ноябре 2009 г. состоится IV Всероссийский политологический конгресс.

За период с 1990 по 2007 гг. было защищено 3398 диссертаций, из них 497 докторских.

20 декабря 1991 г. была создана Российская ассоциация политической науки, которая стала правопреемницей САПН.

РАПН - общероссийская общественная организация, объединяющая в своих рядах профессионалов-политологов из различных регионов Российской Федерации.

Основная цель ассоциации - способствовать консолидации профессионального научного сообщества и развитию политологии в России.

Приоритеты деятельности ассоциации:

o     утверждение профессиональных стандартов и этических норм в работе политологов

o     развитие инфраструктуры сообщества политологов

o     развитие научных основ и традиций российской политологии

o     развитие политического образования и преподавания политологии

o     повышение экспертной значимости отечественной политической науки.

Президент Российской ассоциации политической науки - МАЛИНОВА Ольга Юрьевна, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД РФ.

Избрана на конференции ассоциации  5 декабря 2008 г.

Президентами РАПН были также:

ДМИТРИЕВ Анатолий Васильевич – д-р философских наук, член-корреспондент Российской академии наук, почетный доктор Института социологии РАН.

ИЛЬИН Михаил Васильевич – д-р политических наук, профессор, зав. кафедрой сравнительной политологии МГИМО (У) МИД РФ.

ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич – д-р политических наук, академик Российской академии наук, директор ИНИОН РАН.

НИКИТИН Александр Иванович - д-р политических наук, профессор, директор Центра евро-атлантической безопасности МГИМО (У) МИД РФ, директор Центра политических и международных исследований, профессор кафедры политической теории МГИМО (У) МИД РФ.

В состав РАПН входило в разные годы от 500 до 600 политологов.

По данным на 17.02.2009 г. в состав РАПН входит 596 политологов.

В 2006 г. создано молодежное отделение РАПН, призванное объединить студентов и аспирантов, обучающихся по политологии и др. смежными специальностям, самостоятельно и/или в группе занимающихся исследованиями и преподаванием в области политической науки.

По данным на 17.02.2009 г. в состав МО РАПН входит 393 человека.

2.3. Развитие политологии в Европе и Америке

До Второй мировой войны по количеству и качеству исследований, по уровню преподавания и подготовленных специалистов в соревновании Европы и Америки лидировали европейские национальные школы политической науки, среди которых выделялись германская, французская, английская и итальянская.

Американские политологи для завершения образования ездили в европейские университеты.

С приходом нацистов к власти значительная часть ученых из Германии и оккупированных ею стран перебралась в Америку: Пол Лазарсфельд, Курт Левин, Вольфганг Келер, Ганс Шпеер, Карл Дойч, Карл Фридрих, Ганс Моргентау, Лео Лоуенталь, Лео Стросс, Франц Нойманн, Генри Эрманн, Отто Киршмейер, Герберт Маркузе, Ханна Арендт, которые внесли огромный вклад в развитие социальных наук и политологии в США.

Во время войны американская политическая наука бурно развивалась. Уже к концу войны в европейские университеты пришла отраженная американская волна - теперь из американских университетов исходила:

o     помощь в восстановлении и обновлении политологических курсов;

o     подготовке и переподготовке кадров;

o     влияние на общее направление развития политической науки и определение приоритетных областей.

Этот односторонний процесс американского влияния на европейскую политическую науку интенсивно продолжался до 1960-х гг. и сменился затем не менее интенсивным, но двусторонним процессом научных обменов, процессом взаимодействия американской и европейской политической науки.

Но это не было восстановлением довоенного статус-кво: на лидирующих позициях в политической науке теперь оказались США.

В настоящее время развитие политической науки в Европе координирует Европейский консорциум политических исследований (ЕКПИ, ECPR), созданный в 1970 г.

Им выделяются средства на создание научных лабораторий при национальных центрах, реализацию совместных исследовательских проектов, подготовку научных кадров.

Под эгидой ЕКПИ создан архив проведенных исследований и выходит «Европейский журнал политических исследований» («The European Journal of Political Research»).

Кроме национальных ассоциаций европейских стран в ЕКПИ входят на правах коллективных членов 140 факультетов и научно-исследовательских центра.

Политологи США еще в 1903 г. объединились в Американскую ассоциацию политических наук (ААПН, APSА), которая сегодня координирует работу более 1300 кафедр, отделений и факультетов и более 13 тыс. членов.

ААПН с 1906 г. издает «Обозрение американской политической науки» («American Political Science Review»).

Американская школа политологии лидирует по таким направлениям, как:

o     по количеству студентов, докторантов и преподавателей, в том числе профессоров;

o     по количеству университетов, колледжей и научно-исследовательских центров;

o     по количеству производимых исследований и публикаций;

o     по качеству исследований.

Американскую школу политологии отличает:

o     открытость для критики;

o     новаторский характер.

В настоящее время в мире имеются две тесно взаимодействующие между собой политологические школы:

o     американская,

o     европейская

и несколько формирующихся национальных школ, к числу которых можно отнести и российскую.

2.4. Основные этапы развития политологии

Институциональный или традиционный этап (последняя треть XIX в.)

Особенности:

o     формирующаяся политическая наука во многом оставалась под влиянием философии, истории и, особенно, юриспруденции;

o     сосредоточивалась на исследовании политических институтов, под которыми понимались государственные учреждения.

Политологи стремились собрать необходимую информацию, точно и скрупулезно описать политические процессы, которые, по их мнению, являлись функцией политических институтов.

Государство представлялось сложным механизмом, состоящим из институтов, основной функцией которого является принятие решений.

Задача состоит в исследовании прерогатив каждого звена этого механизма, его роли в принятии государственных решений.

Сторонники институционализма не придавали серьезного значения построению теорий и открытию закономерностей политики.

Бихевиоралистский этап (1930-е – 1960-е гг.)

Бихевиоризм - направление психологии кон. XIX – нач. XX вв.

В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и вербальных реакций на воздействие окружающей среды.

Основой бихевиоризма стал переход к непосредственному наблюдению окружающей действительности и эмпирической проверке любых выводов. По убеждениям бихевиористов психология должна изучать поведение, а не сознание.

Бихевиорализм, означает изучение самых разных аспектов поведения, в т.ч. политического поведения, и является разновидностью психологического бихевиоризма.

Бихевиорализм активно развивался Чикагской школой социологии, сформированной на базе первого в мире факультета социологии, созданного Альбионом Смоллом (1892).

Чикагская школа социологии доминировала в социальных науках в 1915–1935 гг. В Чикагской школе развивались и другие научные области: философия прагматизма (Дж. Дьюи), антропология (Ф.Стар, Ф.Коул, Э.Сепир), психология бихевиоризма (Дж.Уотсон, Дж.Энджел, Л.Терстоун), экономика (Г.Шульц, У.Митчел, Ф.Найт), которые оказали существенное влияние на формирование Чикагской школой политической науки в 1920–1930 гг.

Ее основатели Ч.Мерриам, Г.Госнелл, Л.Уайт, К.Райт, Э.Фройндт, Г.Лассуэлл, синтезировав воздействия отмеченных выше «чикагских школ», создали бихевиоралистское направление в политической науке.

Американская бихевиоральная революция привнесла в политическую науку целый ряд новых параметров:

o     бихевиорализм исходит из того, что человеческое поведение имеет распознаваемые единообразные характеристики;

o     эти характеристики могут быть выявлены эмпирическим путем;

o     бихевиорализму присуще стремление к использованию более строгих методов сбора и анализа информации;

o     бихевиоралисты гораздо более, чем институционалисты склонны к теоретическим изысканиям.

Бихевиоралистская теория ориентирована на предсказание политического поведения людей и функционирование политических институтов, не на метафизическое, а на эмпирическое применение.

Бихевиорализм стал ведущим методологическим направлением не только в американской, но и в мировой политологии с 1930-х гг.

В 1950-е гг. бурное развитие политической науки, приводит к эффекту «второй волны бихевиорализма».

Она базируется на внедрение в политическую науку общей теории систем, теорий структурализма, функционализма, методов структурно-функционального и системного анализа, моделирования, новых методик сбора, систематизации и анализа, совершенствования методик массовых опросов.

Американский политолог Дэвид Истон сформулировал принципы бихевиорализма, суть которых в следующем:

1.      Закономерность, то есть поиск единообразных характеристик в политических явлениях и, прежде всего, в политическом поведении;

2.      Верификация, то есть обоснованность выводов должна поддаваться проверке на основе сопоставления с соответствующим поведением;

3.      Методика исследования должна быть надежной и обоснованной с точки зрения фиксирования и анализа поведения;

4.      Квантификация то есть формулирование системы критериев и количественных оценок там, где они возможны;

5.      Ценности должны быть аналитически дифференцированы от эмпирических данных. Толкование фактов и их этическая оценка – разные вещи;

6.      Систематизация знания, то есть установление взаимосвязи теории и исследования. Исследование без теоретической основы может быть безрезультатным, а теория без эмпирических данных – совокупностью схоластических (оторванных от жизни) рассуждений;

7.      Интеграция, то есть осуществление взаимосвязи политических исследований с научными достижениями других социальных наук.

Предметами исследований сторонников бихевиорального направления стали не столько политические институты, сколько неформальные структуры власти, а именно политическое поведение:

o     групп интересов;

o     средств массовой информации;

o     преступных сообществ, влияющих на власть;

o     избирателей;

o     организация избирательного процесса.

Постбихевиоралистский этап (1970-е гг. по н/вр.)

В 1960-х гг. начался кризис бихевиорализма.

Причины:

o     увлечение исключительно бихевиоралистскими методами и приемами в политических исследованиях;

o     увлеченность количественными методами;

o     уход от проблем политической философии;

o     стирание грани между политической наукой и естественными науками, трактующими поведение живых особей исходя из инстинктов;

o     игнорирование важных политических проблем, которые невозможно исследовать методами бихевиорализма;

o     пренебрежение ценностными нормами и моральными оценками;

o     уход от исторических подходов и приверженность исключительно формальным и математическим методам.

В 1969 г. Д.Истон провозгласил новую «постбихевиоралистскую революцию» в политической науке.

Суть его заявления заключалась в следующем:

o     ориентировать политические исследования на реальные потребности общества и политики;

o     преодолеть однозначный эмпиризм, становящийся самоцелью исследований;

o     больше внимания уделять ценностным ориентациям в процессе познания и их конструктивному развитию, так научная нейтральность невозможна.

Основой постбихевиоралистской политической теории и методологии стал синтез

o     бихевиоралистских,

o     обновленных добихевиоралистских

o     и постбихевиоралистских теорий и методов.

Из бихевиоралистских установок по прежнему актуален исследовательский интерес к поведению людей в политической сфере:

o     мотивация принятия решений, всеми ветвями власти, включая судебную и административную;

o     мотивы выбора избирателей;

o     мотивы поведение различных групп интересов в политике - политических партий, групп давления, социальных и этнических сообществ.

Постбихевиорализм предстапвлен двумя направлениями.

1.      Когнитивное.

Пытается нивелировать самое слабое место бихевиоризма – игнорирование сознания индивида при исследовании его поведения, механически заимствованное бихевиорализмом.

Признается рациональная составляющая политического поведения. Однако это не означает, что индивиды теперь строят свое политическое поведение исключительно на рациональных основаниях.

Формула поведения у постбихевиоралистов получила, в том числе, и рациональное основание, но сам акт поведения, по их мнению, может быть и рациональным и неосознанным.

2.      Теория рационального выбора. Основывается на том допущении, что избиратель, принимая решение, ведет себя абсолютно рационально, ориентируясь на собственные интересы и рассчитывая на личную выгоду.

Тогда его политическое поведение адекватно экономическому, рыночному и базируется на следующих постулатах:

o     акторы преследуют определенные цели;

o     эти цели отражают осознанные эгоистические интересы акторов;

o     их поведение основывается на сознательном выборе;

o     индивид является основным актором в обществе;

o     акторы обладают приоритетными установками, являющимися приоритетными и устойчивыми;

o     в случае появления альтернативы акторы выбирают вариант наибольшей для себя выгоды;

o     акторы владеют информацией как о возможных альтернативах, так и о последствиях своего выбора.

Когнитивный подход и теория рационального выбора вновь открыли возможности ценностного анализа в политической теории.

Возобновились утверждение моральных доводов на рациональных основаниях.

На ценностной основе построены теория справедливости Дж.Роулза, другие теории, утверждающие этические ориентиры в основание политического поведения индивида.

2.5. Теория политики как учебная дисциплина

Теория политики как учебная дисциплина представляет собой последовательный, систематизированный анализ основных политических явлений и процессов, институтов и организаций, поведения людей в системе политических отношений.

Эта учебная дисциплина предполагает изучение основных тем и проблем политической науки с точки зрения достижений современной политической теории (вторая пол. XX и нач. XXI вв.).

Что изучает или какова предметная область «Теории политики»?

Американский политолог Роберт Даль полагает, что все классики политической теории ставили одни и те же основные вопросы:

1.      Что такое политика? Как отличить политику от других областей человеческой жизни?

2.      Что общего между политическими системами и какие особенности придают им индивидуальные отличия?

3.      Какова роль власти и авторитета в политических системах?

4.      Каким образом человек действует в сфере политики? Каковы отличительные особенности «homo politicus» - политического деятеля?

5.      Какие условия необходимы для стабильности, эволюции или революции в различных политических системах? Что необходимо для поддержания мира и предотвращения насилия? Каковы предпосылки прочной и устойчивой демократии?

6.      Какой вид политической системы является наилучшим? Как можно оценивать различные политические системы?

«Теория политики» является частью политологии и использует определенный научный аппарат, включающий такие «инструменты», как:

o     понятие – первичный инструмент познания и первичный элемент политической теории. Это научное определение политического факта, явления или процесса;

o     категория – более сложный инструмент познания, понимается как взаимосвязь, комбинация понятий. Помогает осознать связь между политическими фактами, явлениями, процессами;

o     модель – схема, образ, изображение, или описание политического явления или процесса;

o     политическая концепция – трактовка какого-либо политического факта, явления или процесса, способ его понимания и основная идея его систематического изложения;

o     политическая теория – обобщенное и систематизированное изложение явления или процесса, определенная абстрактная конструкция, позволяющая понять сущность, тенденции развития, роль и место этого явления или процесса в политической жизни.

В Государственном образовательном стандарте Российской Федерации для студентов-политологов «Теория политики» принадлежит к общепрофессиональным дисциплинам специализации наряду с такими дисциплинами, как «История политических учений», «Сравнительная политология», «Мировая политика и международные отношения».

«Теория политики» разграничивает свою предметную область с такими междисциплинарными курсами, как «Политическая философия», «Политическая история», «Политическая социология», «Политическая психология».

Другой теоретико-эмпирический уровень политических наук занимают дисциплины «Политический анализ и прогнозирование», «Политический менеджмент».

Прикладными науками считаются дисциплины в полной мере использующие наработки других, теоретических дисциплин для анализа конкретных процессов, например, «Политический процесс и политические отношения в современной России».

В федеральный компонент дисциплин специализации входят такие дисциплины как «Политическая конфликтология», «Государственная политика и управление», «Политическая регионалистика», «Этнополитология».

2.6. Методология теории политики

Теория политики, как и вся политическая наука, использует определенный набор, систему способов и приемов анализа политики. Эти методы можно дифференцировать на четыре группы.

1.      Общенаучные методы:

o     анализ (греч. – разложение, расчленение) – мысленное разложение целого на составные части и исследование этих частей;

o     синтез (греч. – соединение, сочетание) – познание какого-либо явления или процесса в единстве и взаимосвязи его составных частей.

Как правило, методы анализа и синтеза используются последовательно. Чаще всего они тесно связаны и образуют аналитико-синтетический метод исследования;

o     индукция (лат. – выведение) – логическое умозаключение, построенное по принципу «от частного к общему», от анализа отдельных фактов к обобщению, от анализа частных случаев к общему выводу;

o     дедукция (лат. – выведение) – логическое умозаключение, построенное по принципу «от общего к частному», от общих суждений к частным выводам. Индукция и дедукция не только противоположны по своей внутренней логике, но и часто взаимодействуют, образуя неразлучную пару в научном поиске;

o     аналогия (греч. – соответствие, соразмерность) – форма умозаключения, когда на основании сходства явлений или процессов в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях;

o     противопоставление – форма умозаключения, когда на основании противоположности явлений или процессов в каком-либо отношении делается вывод об их противоположности в других отношениях;

o     общее и особенное – на основании общей аналогии и предполагаемых частных различий поиск такой системы характеристик, которая бы адекватно описывала структуру и функционирование предмета исследования;

o     сравнение – сопоставление предметов исследования в целом или по частям, по аналогии или противопоставлению, поиск у них общего и особенного. Сравнение может быть пространственное, производимое с двумя или несколькими предметами в одно и то же время или темпоральное, производимое с одним, двумя или несколькими предметами в заранее определенные разные моменты времени;

o     классификация – подразделение исследуемых предметов на определенные группы; предметы каждой группы при этом должны иметь свои классификационные признаки, отличающиеся от признаков всех остальных групп;

o     типологизация – отнесение предмета исследования к определенному, уже существующему или идеальному выведенному в теории типу по определенному ряду типологических признаков;

o     формально-логический метод – исследование в соответствии с законами формальной логики, не допуская противоречивых результатов;

o     логико-диалектический метод – исследование явлений или процессов во всей их противоречивости, нахождение противоположных частей, тенденций, как факторов развития этого явления или процесса.

2.      Общетеоретические методы:

o     историко-сравнительный метод заключается в сопоставлении определенных характеристик предмета исследования в определенные исторические периоды или сопоставление двух или нескольких явлений или процессов в определенных исторических событиях или в определенных исторических периодах.

Историко-сравнительный метод применяется во всех науках для исследования генезиса той или иной области знания, выделения ее из другой области, становления ее как самостоятельной науки;

o     компаративный метод – сравнение явлений или процессов в пространственных или временных координатах, как правило, вне исторических событий или периодов;

o     структурный метод – исследование строения, внутреннего порядка составляющих частей предмета, их совокупности устойчивых связей, обеспечивающих его целостность;

o     функциональный метод – исследование явления или процесса с точки зрения его движения, деятельности, роли, выполняемой им в определенной системе, то есть функций;

o     структурно-функциональный метод – исследование сложного предмета с двух точек зрения:

1)      как расположены и взаимосвязаны части этого предмета, образуя его структуру, как вписывается предмет в структуру окружающей его системы;

2)      какую роль играет каждая из частей в интересах целого предмета и какие функции исполняет этот предмет в белее сложной окружающей системе;

3)      системный метод – исследование сложных явлений или процессов как систем, то есть как неразрывных совокупностей, отвечающих четырем признакам:

1) система состоит их частей;

2) части системы взаимосвязаны и составляют определенную структуру;

3) система обладает так называемыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам ее частей;

4) система взаимодействует и находится в равновесии с окружающей средой.

Все вышеуказанные теории давно стали методами, применяемыми в самых разных теоретических дисциплинах, несмотря на то, что:

o     историко-сравнительный метод был разработан усилиями историков;

o     теория структурализма родилась в рамках социальной антропологии (работы К.Леви-Стросса);

o     функциональная и структурно-функциональная теория создавалась в первую очередь социологами (Т.Парсонс, Р.Мертон);

o     общая теория систем задумывалась биологом Л.фон Берталанфи.

3.      Методы и подходы социальных наук:

o     символический интеракционизм как метод социальных наук построен на теории Дж.Мида и Ч.Кули, исходящей из предположения, что социум или любое сообщество представляют собой совокупность взаимодействий индивидов, которые с помощью определенных символов (слов, жестов, знаков и т.д.), вступая в интеракции, «творят» мир;

o     феноменологический метод основан на философии Э.Гуссерля и социальной феноменологии А.Щютца и представляет общество, как совокупность феноменов, одна часть которых принадлежит субъективному миру индивида, другая вместе с соответствующими частями остальных феноменов, интегрируясь, составляет объективный мир.

Каждый индивид ориентируется в объективной реальности и взаимодействует с другими индивидами с помощью системы индивидуальных биографических ситуаций и перспектив. Таким образом, мир представляется одновременно и как объективная реальность и как совокупность интегрированных субъективных картин.

o     психологический подход в социальных науках помогает познавать социальную реальность, исходя из субъективного видения этой реальности определенным индивидом, помещенным в определенные социально-политические условия, в психологическую среду; объективирование реальности осуществляется интегрированием многих субъективных мнений.

Психологический подход для исследования социальной реальности прослеживается с середины XIX в. в концепциях «психологии народов» (М.Лацарус, В.Вундт), «психологии масс» (С.Сигеле, Г.Лебон), «психологического инстинктивизма» (У.Мак-Дугал).

В XX в. новый импульс исследования общества и его политической сферы с позиций «психологизма» был дан работами З.Фрейда, Э.Фрома, Т.Адорно и др.;

o     антропологический подход подразумевает исследование институтов власти и управления примитивных обществ, находящихся на стадии родовой или племенной организации.

Это догосударственные социальные системы с иными механизмами господства и подчинения (традиции, религиозные нормы, системы родства и т.д.).

Некоторые теоретики трактуют этот подход как человеческое измерение политики современных, развитых обществ, то есть не только с точки зрения влияния на нее социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), но и факторов антропологических (инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера), то есть качеств человека как биосоциального существа;

o     экономический подход был обоснован в середине XIX в. К.Марксом, который считал экономику базисом, основой общества, а государство и политическую сферу надстройкой. У Маркса политика детерминирована экономикой, является ее концентрированным выражением (В.И.Ленин).

Современные теоретики политики не склонны так жестко и однозначно ставить политическую сферу в зависимость от экономической (Китай - экономическая сфера одного типа, а политическая другого).

С другой стороны, социальная политика подавляющего большинства современных государств основывается на достижениях экономики. Таким образом, связь между экономической и политической сферой безусловно существует, хотя и не по жесткой формуле «базиса – надстройки»;

o     социологический подход означает исследование объективной реальности - общества, группы интересов, политической системы или партии с точки зрения:

Ø      интересов составляющих ее социальных групп;

Ø      социальной структуры исследуемого предмета;

Ø      социальных статусов и ролей, играемых индивидами, составляющими эту группу.

Социологический подход органично связывает общество и его политическую систему, человека и политическую организацию, через которую он реализует свои социальные потребности;

Многие ученые для построение своей модели политической системы применяют и экономический, и социологический, и политологический подходы.

Отсюда вытекает идея сложносоставных подходов как методов социальных наук. Например, этнополитического, социально-экономического, социально-психологического и т.д.

4.      Методы политических наук.

С одной стороны, политологи, как и представители других наук в своих теоретических изысканиях используют весь арсенал научных парадигм, подходов, методов и методик.

С другой стороны, политология, как самостоятельная наука имеет свои, собственно политологические методы, например, такие как: институционализм, бихевиорализм, нормативизм.

Некоторые наиболее общие и проработанные теории становятся методами для дальнейших исследований, например, теории структурализма, функционализма, структурного функционализма, общая теория систем, теория символического интеракционизма, теория феноменологии и др.

В политологии постепенно становятся методами (подходами) исследования политической сферы теории корпоративизма, элитизма, плюрализма и др.

Методы, содержащие установки и критерии на определенное понимание и интерпретацию политических явлений, называют подходами.

Кроме отмеченных теоретических методов политология, как и все науки, обладает методами прикладных исследований, а именно:

o     сбора материала;

o     построения гипотез;

o     систематизации данных;

o     обработки и анализа данных;

o     проверки исходных гипотез и т.д.

Основная литература:

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис, 1997. №6.

Жиро Т. Политология. Харьков. 2006. С. 15-32;

Мухаев Р.Т. Теория политики. М., 2005.

Политология. Под ред. А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. СПб., 2005. С.14-48.

Политология: учеб. / Под ред. А.Ю.Мельвиля. М., 2004.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2005.

Теория политики / Под ред. Б.А.Исаева. СПб.: Питер, 2008.

К оглавлению курса

На первую страницу