Лекция 5. Политическое лидерство

5.1. Понятие лидерства

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий».

В широком, социальном смысле лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида.

Отличительная черта политического лидерства – неразрывная связь с феноменом власти.

Политическое лидерство на международном уровне зависит от лидерства наиболее значимых государств.

Общенациональные политические лидеры - самый признаваемый, самый универсальный, вызывающий всеобщий интерес элемент политической жизни.

Современное содержание политического лидерства:

 Во-первых, фиксирует в теоретической форме специфический аспект деятельности по руководству определенной общностью людей в сфере политики.

Во-вторых, характеризует свойственное руководящей деятельности отношение между ее субъектом и объектом.

В-третьих, является одним из основополагающих институтов политической системы, который характеризует способ построения власти, основанный на интеграции различных групп вокруг выдвигаемой лидером программы решения определенных задач.

Никколо Макиавелли (1469-1527)

В его трактовке политический лидер - это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Практические советы, разработанные Макиавелли для правителей, предполагали искусное сочетание хитрости и силы.

Томас Карлейль (1795-1881)

 Считал основную массу населения «убогой во всех отношениях», не способной нормально существовать без направляющего воздействия лидеров. Именно в «пестрой одежде» выдающихся личностей проявляется божественное провидение и творческое начало в истории.

Фридрих Ницше (1844-1900)

Пытался обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - человека-лидера, сверхчеловека. Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти.

Габриель Тард (1843-1904)

Пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества - открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Видел основу механизма выдвижения политических лидеров в подсознательном стремлении людей к отцу-лидеру, а сам феномен рассматривал как результат процессов в глубинных уровнях осознания бессознательного поведения и мотиваций лидера.

З.Фрейд полагал, что подавление либидо (сексуального влечения) может трансформироваться (сублимироваться) в стремление к лидерству, господству и даже садизму. Возникающая при этом неврастения может также служить предпосылкой того, что индивид начинает искать способы самоутверждения и стремиться к лидерству в различных сферах.

Гарольд Лассуэлл (1902-1978)

Для активной политической деятельности индивидов мотивацией служит их низкая самооценка, чувства тревоги и незащищенности, определяющие в целом их потребность в обладании политической властью и тем самым компенсирующие соответствующие чувства неадекватности.

Макс Вебер (1864-1920)

Психологические аспекты политического лидерство связывал с особенностями властной мотивации активности политика.

«Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистичным), либо к власти ради нее самой».

5.2. Подходы к изучению политического лидерства.

Философское осмысление политического лидерства

Важным направлением анализа политического лидерства является его рассмотрение в контексте макросоциальных процессов в обществе. Философское осмысление политического лидерства рассматривается в работах А.Камю, Э.Фромма, К.Ясперса.

Карл Ясперс (1883-1969)

Представляет явление политического лидерства, как выражение обобщенной воли, реализацию которой в историческом процессе охарактеризовал «устойчивой тенденцией неуклонности».

Бертран Рассел (1872-1970)

Выделяя стремление лидера к власти в качестве основной детерминанты (личные или общественные причины), не снимает проблему роли исторических условий для появления политического лидера.

По Расселу возможны варианты,

n       когда сама личность использует исторические обстоятельства, чтобы стать лидером;

n       возможна и ситуация, когда человек обретает статус лидера без наличия исторических условий;

n       исключается лишь лидерство без стремления человека к власти.

Культурологический подход

Целесообразно отделять собственно политическое лидерство от функций должностных лиц в государственном или партийном аппарате.

Американский политолог Роберт Такер обращает внимание на то, что лидеры – это

n      либо «реальные лидеры»,

n      либо должностные лица,

n      либо менеджеры.

Но только истинные лидеры выполняют функции по

n      «постановке политического диагноза и прогнозированию»,

n      «определению тактики политических действий»,

n      «мобилизации» тех, кто будет вовлечен в конкретную политическую деятельность.

Марксистский подход

Марксистская концепция исследует это явление, исходя из классового принципа.

Политический лидер выступает здесь как наиболее последовательный, сознательный и умелый выразитель интересов и воли класса, играющий по отношению к классу вспомогательную, служебную роль.

«Массы, - писал Ленин, - делятся на классы <...> классами руководят обычно <...> политические партии <...> политические партии в виде общего правила управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями».

Классический марксизм-ленинизм недооценил

n      относительную автономию и активность лидеров,

n      способность политических руководителей «навязывать массам, используя их иллюзии и доверчивость, тупиковые варианты общественных изменений, противоречащие интересам классов и всего народа».

Бихевиористский подход

Суть его сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера.

Однако многие лидеры,

n      во-первых, обладают далеко не всеми характеристиками списка предлагаемых черт,

n      во-вторых, у них нередко наличествуют взаимоисключающие черты.

5.3. Основные характеристики политического лидерства

Можно выделить следующие основные подходы к трактовке политического лидерства:

  1. Лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.

Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

  1. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность.

Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера.

  1. Лидерство — это влияние на других людей. Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности:

n      Во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным.

n      Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество).

n      В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. 

n      В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет.

n      Политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.

n      Лидер — это символ общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.

Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства-подчинения.

Современные требования к лидеру - это человек, способный

n      объединять и увлекать остальных членов группы,

n      пробуждать в них инициативу,

n      противостоять бюрократии,

n      гибко реагировать на изменение внешних условий.

К ведущим признакам и существенным характеристикам политического лидерства можно отнести следующие:

1)      наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики;

2)      умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;

3)      определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т.д.);

4)      необходимый уровень политической культуры;

5)      имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе;

6)      популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности;

7)      наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;

8)      умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций;

9)      умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог найти в лидере частичку самого себя, но в то же время быть «недоступным», «особенным» в глазах общественного мнения;

10)  выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным.

Функции политического лидерства

Предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией (экономической и политической), в которой им приходится действовать:

n      Аналитическая функция - всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий;

n      Функция разработки программы действий - большую роль играют личностные качества политического лидера: решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;

n      Новаторская функция означает, что политический лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляется обновление и реорганизация политических структур;

n      Коммуникативная функция отражает весь спектр потребностей и интересов людей как в программах политических лидеров, так и в практической деятельности;

n      Организаторская функция связана с  мобилизацией народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь;

n      Координационная функция направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований - институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений;

n      Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия.

Политическое лидерство таит в себе опасность. Завышенная оценка функций и роли политических руководителей нередко принимает форму культа - неотъемлемого элемента сакрализации власти.

Поэтому необходимо иметь систему контроля за деятельностью лидера в виде совокупности демократических процедур (выборность, сменяемость, отчетность, создание сдержек и противовесов и пр.).

Современные тенденции, характеризующие политическое лидерство:

n      зависимость личных властных полномочий политических лидеров от типа политического режима;

n      институционализация лидерства, т.е. деятельность политических руководителей осуществляется, прежде всего, в рамках определенных политических институтов – государства, партий, общественных движений;

n      возрастание требований к профессиональным и моральным качествам политических лидеров, обусловленное усложнением характера управленческих задач и др.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем:

n      потребности в самоорганизации;

n      упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.

Такие потребности зависят от ряда причин.

Для малых групп является характерным следующее:

n      институционализация лидирующих позиций может не происходить;

n      на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести и собой группу.

В крупных объединениях требуется:

n      четкая функционально-ролевая дифференциации и специализация;

n      институционализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций;

n      придание им сравнительно больших властных полномочий.

В политике особенно отчетливо проявляется институционализация лидирующих позиций.

Институционализация руководящих функций отражается в понятии формального лидерства:

n      приоритетное влияние определенного лица на членов организации,

n      закрепленное в ее нормах и правилах

n      и основывающееся на положении в общественной иерархии,

n      обладании ресурсами влияния.

Неформальное лидерство характеризует

n      субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера,

n      а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества).

Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

В политике формальный, институциональный аспект является ведущим.

Причина:

реализация потребностей в самоорганизации и упорядочении деятельности огромного количества людей зависит не столько от индивидуальных качеств, сколько от силы и влияния организации.

В современном обществе, не опираясь на организацию, на СМИ, даже личность, обладающая выдающимися способностями, не сможет стать политическим лидером.

Таким образом, понятие политического лидерства включает два аспекта:

n      формально-должностной статус, связанный с обладанием властью,

n      и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли.

Ключевое значение для оценки индивида как политического лидера имеет первый аспект.

Второй аспект - личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту - определяет главным образом лишь сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера.

5.4. Теории политического лидерства

Теория черт

Суть теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Один из основателей этой теории американский социолог Э. Богардус писал, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение,  рано или поздно приводящее к лидерству».

В начале 1930-х гг. Э.Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, –

n      ум,

n      энергия,

n      способность предвидеть,

n      привлекать к себе внимание,

n      такт,

n      чувство юмора,

n      твердый характер

и др.

Среди современных  черт, присущих политическому лидеру, обычно называют

n      острый ум,

n      твердую волю и целеустремленность,

n      кипучую энергию,

n      незаурядные организаторские способности,

n      компетентность,

n      готовность брать на себя ответственность.

К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют

n      фото- и телегеничность,

n      внешнюю привлекательность,

n      способность внушать людям доверие и т.п.

Недостатки:

n      индивидуальные качества лидера совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще;

n      в некоторых сферах деятельности высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха;

n      часто выдающиеся способности людей на протяжении многих лет оказываются невостребованными, не находят применения.

В рамках теории черт появилась факторно-аналитическая концепция.

Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты, стиль поведения, связанные с достижением определенных политических целей и  составляющие его «вторую природу».

Стиль поведения и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток определенных социальных условий.

Ситуационная концепция

Развивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий (Р.Стогдилл, Т.Хилтон, А.Голдиер и др.).

Она исходит из относительности и множественности лидерства.

Лидер - функция определенной ситуации.

Как писал американский социолог Р.Стогдилл, «лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях».

Лидерство – это продукт сложившейся в группе ситуации.

В ситуациях, весьма благоприятных или, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на решение ключевых задач, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей.

Ситуационный метод более пригоден для анализа отношений в микрогруппах, где можно лучше учесть всю совокупность факторов, влияющих на взаимоотношения людей.

Недостатки:

n      ситуационный подход упрощает проблему лидерства, упускает из виду то обстоятельство, что лидер сам может овладеть социально-политической ситуацией, направить развитие событий в нужное русло;

n      сложно его применять для изучения феномена лидерства в социальных общностях, где достаточно много субъектов действия и изменяющихся ситуаций.

Теория конституентов

Объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов.

«Именно последователь, утверждает Ф.Стэнфорд, - воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство».

Лидер и его конституенты составляют единую систему, выступающую выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты - последователи - активисты - лидер.

В современной науке круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются:

n      политические активисты;

n      все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера;

n      избиратели;

n      все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние.

Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, зачастую действующего вопреки своим собственным политическим привычкам, симпатиям и антипатиям.

Взаимодействие лидера и его конституентов - обоюдонаправленное, двустороннее движение.

Лидеры могут в значительной мере менять свою социальную опору.

Самостоятельность лидера по отношению к конституентам зависит

n      от характера политического строя,

n      от степени концентрации власти в руках руководителя,

n      от политической культуры общества в целом.

Психологические концепции

Основания:

  1. У многих людей обладание руководящими позициями позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство полноценности и т.п.
  2. Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

Эрих Фромм, Теодор Адорно выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти.

Авторитарная личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации и неврозы и стремление человека убежать от всех проблем в сферу господства и подчинения.

Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям.

Эрих Фромм (1900-1980) - выдающийся немецко-американский психолог, психоаналитик, социолог, философ.

n      «Бегство от свободы»

n      «Здоровое общество» 

n      «Анатомия человеческой деструктивности»

n      «Иметь или быть?»

Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляет авторитарному человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет мазохистские черты – при столкновении с превосходящей силой такая личность восхищается ею и поклоняется ей.

Садистско-мазохистская личность всегда характеризуется особым отношением к власти. Такой человек восхищается властью и хочет подчиняться, но в то же время он хочет сам быть властью, чтобы другие подчинялись ему.

Эмпирические исследования, проведенные немецким социологом Теодором Адорно (1903-1969), подтвердили реальное существование авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же это направление психоанализа значительно расширило представления о внутренних мотивациях стремления к лидерству.

Интерактивный анализ

Предполагает осуществление комплексного исследования лидерства.

Интерактивный анализ учитывает четыре главных момента лидерства:

n      черты лидера;

n      задачи, которые он призван выполнять;

n      его последователей и конституентов;

n      систему их взаимодействия, механизм взаимоотношений лидера и его конституентов.

5.5. Типология политического лидерства

К.Ясперс, анализируя действия современных политических лидеров, выделяет:

1)      Лидеров – «выразителей ситуации или минутного веления многих, с изменением которых они исчезают»;

2)      Лидеров - демагогов;

3)      Лидеров силового плана, обладающих фактической властью.

Ю.Дженнингс делит лидеров на «суперменов», «героев», и «принцев»:

n      «суперменом» он называет великого человека, который ломает старые порядки, создает новые ценности;

n      «героем» - лидера, посвятившего себя значительным и благородным целям;

n      «принцем» - лидера, деятельность которого мотивируется главным образом стремлением господствовать над другими людьми, любыми путями добиваться власти.

Р.Такер, исходя из отношения лидера к базовому мифу (культурной модели, которая господствует в обществе), выделяет:

n      лидера – консерватора;

n      лидера - реформиста;

n      лидера – революционера.

Р. Даль выделяет:

1)      «скрытых интеграторов», каковыми являются экономически влиятельные лица;

2)      «большую коалицию коалиций»;

3)      «коалицию клановых вождей»;

4)      «независимых суверенов» со своими сферами влияния;

5)      «конкурирующих суверенов», различающихся по характеру взаимоотношений между политиками.

Одна их «классических» типологий политического лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти:

n      традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций;

n      рационально - легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность», бюрократическое лидерство;

n      харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя.

М.Дж.Херманн выделяет четыре собирательных образа лидеров:

n      знаменосца (или великого человека) - отличает собственное видение действительности;

n      служителя - политика, который стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев;

n      торговца, характеризующегося способностью убеждать;

n       пожарного, оперативно реагирующего на возникающие проблемы.

Стили политического лидерства

Авторитарный стиль характеризуется

n      стремлением лидера к монопольной власти;

n      возможностью единолично формулировать цели и способы их достижения;

n      сведением до минимума связей между членами группы и их контролем;

n      использованием административных методов - требовательности, угрозы наказания, чувства страха - для повышения активности подчиненных.

Демократический стиль политического лидерства:

n      побуждает у подчиненных чувство собственного достоинства;

n      индуцирует активность;

n      позволяет достичь наивысшей производительности труда;

n      продуцирует уважительное отношение к членам группы;

n      делегирует ответственность, распределяет ее среди всех членов группы;

n      создает атмосферы сотрудничества.

 

К оглавлению курса

На первую страницу