Тема 24. Религия и политика 

1. Роль и место религии в политике 

Роль религии в современном мире:

v  Религия по-прежнему в значительной мере влияет на политическую жизнь в большинстве стран мира, включая страны, где большая часть населения нерелигиозна.

v  Религия решающим образом влияет на политическую культуру большинства стран и народов мира.

v  Религиозная символика присутствует в качестве составной части символики государств, политических партий, общественных организаций.

v  Религиозные праздники являются также и государственными в большинстве стран мира.

v  Религиозные деятели входят в состав политической элиты многих стран.

v  Присяга высших должностных лиц при вступлении в должность часто сопровождается религиозным обрядом.

Французские просветители XYIII века говорили о том, что религия является исключительно следствием невежества народных масс, и что по мере развития образования и технического прогресса религия исчезнет.

Однако, начиная с 1970-х гг., по мере подъема исламского движения и исламской революции в Иране, политологи заговорили о религиозном ренессансе во многих регионах мира.

Появились такие термины, как «политизация религии» и «религизация политики».

Религия (от латинского слова religare - соединять, связывать ) - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя:

v  свод моральных норм;

v  типов поведения, обрядов, культовых действий;

v  объединение людей в организации.

Религия может быть использована политическими деятелями для достижения собственных целей.

Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом (был характерен для Византии, России и фашистской Италии).

Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом (в Средневековье католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе).

Основные функции религии:

v  Мировоззренческая - религия наполняет жизнь верующих неким особым значением и смыслом;

v  Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая - возможности религии компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью;

v  Коммуникативная - общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами, духами (общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности);

v  Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей;

v  Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями;

v  Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях;

v  Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.);

v  Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Религия моделирует будущее общество, к которому призывает стремиться своих сторонников. Религия, как правило, идеальное общество переносит на небо, но, тем не менее, каждая религиозная идеологическая система всегда имеет свой проект идеального общественно-политического порядка и на земле. 

2. Общая характеристика религии 

Для религии наиболее употребляемым понятием является «вера» (не случайно религиозные люди себя называют «верующими»). Однако вера и религия – это не одно и то же.

Вера – признание чего-либо истинным без доказательств, в силу внутреннего субъективного предположения. Религиозная вера – вера в некое сверхъестественное, абсолютное и вечное первоначало, сотворившее наш мир, невосприимчивое нашими органами чувств и непостигаемое нашим разумом.

Религия включает в себя не только веру в сверхъестественное, а подразумевает также веру в возможность непосредственного общения с этим сверхъестественным путем молитв, проведения особых обрядов и пр.

По мнению американского футуролога Курцвейла Рэймона (1948) «основная роль религии - это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления».

Религия - это и образ мысли, чувства, действия, обусловленные верой в сверхъестественное и предусматривающее возможность общения с ним.

Религия – это целый комплекс, включающий в себя многие компоненты, к которым относятся:

v  религиозные представления,

v  религиозные чувства,

v  религиозные действия.

Религиозные представления – это совокупность идей и образов, воспринимаемых верующими как данные свыше, полученные от Бога,

Исследователи различают различные уровни религиозного представления:

v  низшее (обыденное) религиозное представление;

v  высшее (религиозная теория).

Обыденное религиозное сознание – самое общее, порой очень поверхностное, представление о Боге и религии, сводящееся нередко лишь к механическому повторению молитв и выполнению обрядов.

Религиозную теорию называют вероучением. Разрабатывают его профессиональные ученые-богословы (теологи). Вероучение отличается обстоятельностью, полнотой, охватывая почти все стороны жизни человека, и строгой последовательностью. Вероучение четко систематизировано и зафиксировано в священных текстах – книге или своде книг. В христианстве подобные тексты называются Священным Писанием.

Для верующих священные тексты считаются боговдохновенными, ниспосланными свыше и содержащими божественное откровение.

В каждой религии существуют догмы – мнения, учения, положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

Люди, не соглашающиеся с учением Церкви, и высказывающие собственное мнение – ересь, называется - еретиками. Не случайно говориться - где догма, там и ересь.

Господствующая Церковь в прошлом подвергала еретиков преследованиям (средневековая инквизиция). Но нередко ересь побеждает и сама превращается в господствующую религию.

Религиозные чувства – эмоциональное состояние, вызванное размышлениями на религиозные темы, чтением священных текстов, молитвой или участием в религиозной церемонии. Религиозные чувства являются одними из самых сильных чувств, которые способен переживать человек.

Религиозные действия – совокупность строго регламентированных действий, продиктованных религиозной верой. Чаще всего религиозные действия называют культом.

К важнейшим элементам культа относятся:

v  ритуальные поклоны и жесты,

v  молитвы и песнопения,

v  жертвоприношения,

v  ограничения в пище (посты),

v  поклонения святым местам.

Культовые акции обычно совершаются в специальных сооружениях – храмах.

Совокупность верующих одной религиозной системы составляют конфессию (от латинского confession – признание, исповедание).

Наряду с большими конфессиями, как правило, в одной стране также существуют и более мелкие религиозные организации - секты (от латинского sekta - учение, направление).

В последнее время в ряде западных стран секты стали именовать деноминациями (от латинского denomination – наделение особым именем).

Институционализированая конфессия составляет Церковь.

В обществе и государстве Церковь выполняет две функции:

1.         Религиозную –

v    сохраняет и развивает вероучение,

v    проводит богослужение,

v    осуществляет подготовку кадров священнослужителей.

2.         Социально-политическую:

v    ведет государственно-политическую деятельность,

v    культурно-просветительскую работу среди населения страны,

v    занимается благотворительностью,

v    занимается экономической деятельностью.

Представители Церкви и активные верующие становятся, даже сами того не желая, политическими деятелями.

Политическая деятельность приводит к тому, что деятелям Церкви и светским сторонникам усиления роли религии в жизни страны приходится создавать политические партии, массовые организации, профсоюзы, прессу и электронные СМИ, вести политическую деятельность, в своих формах практически не отличающуюся от деятельности всех остальных политических организаций.

Политическая идеология, вдохновляющаяся религиозными учениями, называется клерикальной, или клерикализмом (от латинского clericalis - церковный).

Соответственно, политические партии, отстаивающие подобными взгляды, называются клерикальными. Партии, ставящие целью устранение влияния Церкви на политику и создание светского государства, называются антиклерикальными.

В основе каждого политического движения, основанного на религиозных учениях, положено осмысление священных текстов.

В зависимости от истолкования религиозных учений, религиозно-политические идеологии делятся на фундаменталистские, модернистские и традиционалистские.

Фундаментализм призывает вернуться к фундаменту, основам веры, отрицая новшества в вероучении и богослужении.

Модернисты напротив, стараются осовременить вероучение, по-новому истолковывая священные тексты.

Традиционалисты воспринимают Церковь такой, какая она есть на сегодняшний момент, не одобряя ни новшеств, ни фундаментализма.

В политических движениях, основанных на религиозных учениях, преобладает фундаментализм. Это объясняется тем, политически активные верующие критически оценивают традиционную церковь, считая, что она не способна отстаивать их права.

Модернизм чаще всего используются правящими режимами для обоснования своей власти.

Фундаменталисты, осуждающие официальную церковь и резко оппозиционно настроенные к власти, с большей вероятностью способны увлечь за собой массы активных верующих.

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий (Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе).

Из числа верующих:

v  христиан - 33 %; 

v  мусульман - 21 %;

v  иудеев - 0,2 % ;

v  индуистов - 14 %;

v  буддистов - 6 %;

v  представителей традиционных китайских религий - 6 %;

v  сикхов - 0,37 %;

v  приверженцев других верований – остальные. 

3.                  Политические доктрины христианства 

Католицизм.

Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 году и на несколько веков каких-либо крупных государств в этой части христианского мира не было. Но все эти мелкие государства объединялись христианством.

Со времен Римской империи сохранилась жесткое централизованное иерархичное устройство Церкви и латинский язык в качестве главного языка. При этом на Западе был только один город - Рим, архиепископ которого считался одним из самых влиятельных в христианском мире и носил титул папы.

В результате в средневековой Европе сложился папоцезаризм – идея превосходства церковной власти, представленной папой Римским, над светской властью.

Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства Богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога. При наиболее могущественных папах, теория «двух мечей» означала, что светские правители должны всего лишь выполнять повеления пап. Короля, не подчиняющему папе, можно сместить, заменить, даже убить. Его «меч» также принадлежит церкви.

Священническое служение рассматривается как высшее, а императорское - как низшее и ему подчиненное. С такой точки зрения, император возводится на престол «по воле (nutu) Бога и святого ключника Петра».

По мере формирования и укрепления национальных государств папство все больше само попадалось под контроль светских властей.

Теорию «двух мечей» стали использовать  для оправдания полной самостоятельности светских королей. В дальнейшем эта теория перестала использоваться как светскими, так и церковными теоретиками.

Чисто католическим является догмат о непогрешимости папы Римского, сделавший римского архиепископа высшим авторитетом в вопросах веры для католиков.

С целью сохранения единства владений и богатств церкви в ХI в. был введении целибат – безбрачие белого (приходского) духовенства. Это приводило к тому, что даже самые богатые и влиятельные иерархи церкви оставались лишь пожизненными пользователями ее богатств, будучи не в состоянии передать их по наследству.

Одновременно в католичестве были созданы монашеские ордена – объединения монастырей с общим уставом. Ордена напрямую подчинялись папе и были поэтому независимы от местных церковных властей.

Таким образом, даже в случае неповиновения какого-нибудь короля, которого могло поддержать местное духовенство, ордена оставались верны папе.

Наконец, на страже интересов церкви всегда была инквизиция.

В конце XIX в., убедившись в поражении жесткого противостояния светским властям, Папство сменило тактику. В 1891 г. папа Лев ХШ издал энциклику (послание по вопросам веры и политики) «Рерум новарум», в которой призвал католиков признавать светские законы, уважать конституционный строй, но вместе с тем, создавать свои партии, профсоюзы, общественные организации, и активно участвовать в политической жизни.

В католических странах стали возникать партии, обычно называвшие себя народными, или, несколько позднее, христианско-демократическими. В ХХ веке христианская демократия стала одной из влиятельнейших политических сил во многих странах Европы.

В наши дни христианско-демократические партии уже нельзя назвать клерикальными. Для их идеологии характерно отношение к христианству не столько как к религии, сколько к великой исторической традиции. В этом смысле христианско-демократические партии могут считаться не религиозными, а консервативными партиями.

Православие.

В конце римской эпохи сложились два противоположных христианских религиозно-политических учения. В восточной части римской империи, впоследствии названной Византией, сложилось явление цезарепапизма, то есть превосходства императорской власти над властью церковной.

На Востоке существовали сразу несколько крупных городов – метрополий, архиепископ которых носил титул патриарха или папы (Иерусалим, Антиохия, Александрия, Константинополь), а император был один. В результате патриархи уравновешивали друг друга, не выступая с самостоятельными требованиями.

В эпоху императора Юстиниана (527-565 гг) появилось понятие «симфонии», то есть «созвучия» светской и духовной власти. В соответствии с «симфонией», Церковь спасает бессмертные души христиан, защищая незыблемость обрядов и догматов, а грешными бренными телами ведает светская императорская власть.

Благодаря теории «симфонии» восточная церковь не выдвигала никогда политических требований, но при этом малейшие расхождения с обрядностью и догматами, принятыми на Вселенских Соборах, вызывала серьезнейшие политические потрясения.

Идеальным политическим устройством православие считает царскую власть. Царь, являясь Помазанником Божиим, должен только перед ним держать ответ, а не перед народом. Самодержавие создается не только волей Божьей, но и по образцу Царства Божия. Поэтому в православном царстве не может быть конституционных ограничений, парламентов и т. д. Православие, таким образом, неразрывно связанна с определенной формой правления - самодержавной монархией.

В России, в полном соответствии с цезарепапизмом, светская власть распоряжалась церковным имуществом. Со времен Петра Великого церковь была превращена в незначительное министерство. Сама церковь никогда не претендовала на участие в политических делах. Даже в годы потрясений большевистской революции церковь заняла позицию неучастия в Гражданской войне.

В 1927 г. местоблюститель патриаршего престола Сергий, крупный философ, многократно подвергавшийся арестам, но никогда не отрекавшийся от своих взглядов, тем не менее, поместил декларацию, в которой объявил о поддержке советской власти.

Государство пошло на примирение с Русской православной Церковью в годы Великой Отечественной войны, закрыв антирелигиозные газеты, распустив «Союз воинствующих безбожников». Сталин встретился в сентябре 1943 г. с высшими церковными иерархами и фактически согласился с их пожеланиями, выпустив находящихся в заключении священников, разрешив избрать патриарха на вакантную с 1925 г. должность, и разрешив церкви приобретать здания, открывать храмы и религиозные учебные заведения.

При Н.С.Хрущеве возобновилось гонение на церковь. За 1959-64 гг. были закрыты 5 из 8 духовных семинарий, более 50 из 89 монастырей, количество приходов сократилось с 22 тыс. до 8 тыс. Тем не менее, Русская Православная церковь продолжала в полном соответствии с цезарепапизмом, сосуществовать с властью, у которой атеизм был частью официальной идеологии.

После перестройки и распада СССР РПЦ по-прежнему занимает позицию принципиального невмешательства в политическую жизнь.

Несмотря на стремление всех политических партий привлечь Церковь на свою строну, духовенство и миряне остаются в стороне от политических страстей.

Протестантизм.

Протестантизм родился в ХVI в. и связан своим происхождением с Реформацией - социально-идеологическим движением, направленным против католической церкви и феодальных порядков.

С самого начала протестантизм был разнородным движением, никогда не имевшим единой организации.

В наши дни существуют несколько десятков самостоятельных протестантских конфессий и деноминаций.

Характерной особенностью протестантизма является отрицание необходимости церковной иерархии, считая, что не должно быть посредников между Богом и человеком в виде церковной организации. Это приводит к тому, что протестанты редко выдвигают собственные политические требования.

Протестантский религиозный идеал представлял собой общину равных единоверцев, в которой каждый мог проповедовать. Поэтому не удивительно, что протестанты в политике тяготели к демократии.

Именно протестантские страны стали первыми в истории конституционными монархиями или республиками.

Однако именно уважение прав меньшинства и отсутствие религиозной инстанции, дающее общее для всех решение в вопросах веры, приводит к отсутствию чисто протестантских политических партий.

Даже христианско-демократические партии в протестантских странах являются светскими консервативными партиями.

В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии.

В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).  

4.                  Политическая доктрина ислама 

Ислам - самая молодая из мировых религий.

Слово «ислам» имеет несколько значений:

v  буквально переводится как мир;

v  другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу»).

Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана (священная книга ислама), ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были пророки – Авраам, Моисей, Иисус.

В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения.

Является на сегодняшний день самой политизированной религией. Это объясняется тем, что мусульманские страны переживают всеохватывающий кризис, а светские идеологии не могут дать ответа на мучающие мусульман вопросы.

В самом деле, за последние полвека страны традиционного ислама  предпринимали попытки введения демократии западного образца, пытались строить социалистическое общество самого различного направления,  пережили период националистических диктатур.

Однако все это оказалось не в состоянии решить стоящие перед странами проблемы. В этих условиях и произошло «возрождение» ислама.

Во многом это возрождение было связано с особенностями исламской религии.

 В основе политической системы ислама лежат три основных принципа:

v  Таухид (единобожие),

v  Рисалят (пророческая миссия Мухаммеда),

v  Хиляфа (наместничество).

Таухид - принцип единства Аллаха - всецело опровергает концепцию юридической и политической независимости человеческих существ, коллективно или индивидуально.

Ни один индивидуум, семья, класс общества или раса не имеют права ставить себя превыше Аллаха. Только Аллах один является Правителем и Его предписания - закон.

Таким образом, никакая конституция не может ничего предписывать религии и ее служителям.

Хиляфа - по исламу человек является представителем Аллаха на земле, Его наместником.

Поэтому он призван, используя добродетели и способности, данные ему Аллахом, выполнять предписания Аллаха в этом мире в пределах, определяемых Аллахом.

В действительности это означает, что управлять мусульманской общиной после пророка Мухаммеда могут наиболее благочестивые мусульмане.

Борьба за власть между преемниками пророка в VII в. породила раскол ислама на суннизм (ортодоксальный ислам) и шиизм.

Первыми шиитами были сторонники халифа Али и его сына Хусейна, погибших в борьбе против захватившего власть грубой силой халифа Моавии. С тех пор шииты считают, что управлять мусульманами могут только потомки Али. Все остальные правители, даже мусульмане, не могут считаться истинными правителями.

Шииты неоднократно поднимали восстания и создавали недолговечные государства, которыми правили имамы – духовные лидеры.

В силу исторических обстоятельств шиизм утвердился только в одной мусульманской стране – Иране.

В 1979 г. иранское духовенство под руководством аятоллы (духовный титул шиитов) Хомейни возглавило народную революции, свернув прозападный режим шаха и установив своеобразный политический режим – исламскую республику.

В Иране существует парламент, президент, партии, периодически проводятся выборы, однако все решения правительства может отменить духовный законоучитель – факих, или рахбар.

Большинство мусульман являются суннитами (от Сунны – сборника рассказов о жизни и изречениях пророка Мухаммеда).

У них отсутствует единое духовное руководство после ликвидации халифата в 1924 году.

Это приводит к раздробленности мусульманских политических идеологий и способствует популярности воинственных экстремистов фундаменталистского толка. 

К оглавлению курса

На первую страницу